Культурно-историческая концепция развития высших психических функций

Основоположником культурно-исторической концепции развития высших психических функций был Л. С. Выготский. Впоследствии положения этой теории развивали А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Л. И. Божович, А. В. Запорожец и др. Их экспериментальные исследования легли в основу культурно-исторической теории, согласно которой развитие психических функций (внимания, памяти, мышления и др.) имеет социальное, культурное, прижизненное происхождение и опосредовано особыми средствами — знаками, возникающими в ходе человеческой истории. По мнению Л. С. Выготского, знак является для человека социальным средством, "психологическим орудием". Он утверждал, что знак, находящийся вне организма, как и орудие, отдален от личности и служит, по существу, общественным органом или социальным средством.

На начальном этапе создания этой теории Л. С. Выготский считал, что "элементарные функции" ребенка имеют природно-наследственный характер, т.е. еще не опосредованы культурными средствами — знаками, но позднее сделал вывод о том, что функции, обычно считавшиеся наиболее элементарными, подчиняются у ребенка совсем другим законам, чем на более ранних ступенях филогенетического развития, и характеризуются той же опосредованной психологической структурой. Детальный анализ структуры отдельных психических процессов дает возможность убедиться в этом и показывает, что даже учение о структуре отдельных элементарных процессов детского поведения нуждается в коренном пересмотре.

Л. С. Выготский сформулировал генетический закон существования любой психической функции человека, любого психологического механизма его поведения или деятельности, согласно которому всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах: сперва социальном, потом психологическом, сперва между людьми, затем внутри ребенка. Функции сперва складываются в коллективе в виде отношений детей, затем становятся психическими функциями личности. Этот переход функций из внешнего социального во внутренний личностный план Выготский назвал интериоризацией.

Выготский считал, что существует два типа психического развития: биологическое и историческое (культурное).

Он полагал, что эти типы реально существуют в слитом виде и образуют единый процесс в онтогенезе. В этом ученый видел величайшее и основное своеобразие психического развития ребенка. Он считал, что "врастание" нормального ребенка в цивилизацию представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания.

По Выготскому, идея созревания лежит в основе особых периодов повышенного реагирования — сензитивных периодов. Сензитивным периодом развития называется период, когда разумнее всего начинать и вести обучение и воспитание детей, так как именно в это время будут наилучшим образом формироваться психологические и поведенческие свойства — развитие памяти, мышления, внимания, волевых качеств и др. Например, интенсивное развитие речи идет в возрасте от 1 года

до 8 лет, причем интонационный и грамматический строй речи хорошо развивается в возрасте от 1,5 до 3 лет, а фонетический слух — в возрасте 5 лет. При этом возможности овладения речью как средством общения ограничены максимум четырьмя первыми годами жизни, т.е. если до этого возраста ребенок не научится хотя бы понимать человеческую речь, ее полноценное освоение в дальнейшем уже будет невозможно (дети-маугли).

Положение Выготского об образовании высших психических функций благодаря речевому общению людей опровергало представление классической психологии о внутренней природе психической деятельности. Положение о "врастании извне внутрь", интериоризации высших психических функций наметило новый путь их объективного изучения и привело к созданию нового метода — экспериментально-генетического. Л. С. Выготский применял его при исследовании происхождения и развития произвольного внимания, развития понятий.