Культурная специфика социального развития

Одна из доминирующих теорий социально-эмоционального развития предложена американским психологом Эриком Эриксоном (1902–1994). Согласно этой концепции развитие индивида осуществляется на протяжении всей его жизни через психосоциальные кризисы, в которых человек делает выбор дальнейшего пути развития. Хотя Эриксон разработал свою теорию в США, он опирался на исследования, в которых были задействованы представители различных культур. Д. Мацумото отмечает, что кросскультурный анализ эту теорию в целом подтверждает; разница состоит лишь в том, как культуры определяют успешность того или иного решения кризиса. Кроме того, ярлыки, которые Эриксон использовал для описания конфликтов, лежащих в основе каждой стадии развития, могут быть менее приемлемыми в разных культурах. Например, в качестве альтернативы автономии Эриксон использовал слова "стыд и сомнение". Однако в коллективистических культурах, где не поощряется сильная автономия, альтернативой ей могут стать отношения поглощения. Более того, в подобных культурах стыд нередко используется против слишком сильной автономии. Таким образом, можно утверждать, что существует взаимосвязь между принятым в культуре нормативным вариантом прохождения стадий развития и особенностями культуры.

Специфические характеристики различных культур удобно описывать, пользуясь параметрами, которые выделил голландский ученый Гирт Хофстеде (р. 1928). Проведя сравнительный анализ, он обозначил несколько основных измерений культуры:

индивидуализм/коллективизм, т.е. степень преобладания в культуре индивидуальных или групповых ценностей. Индивидуалистической считается культура, в которой преобладают личные ценности (например, США), коллективистической – культура с преобладанием коллективных интересов (Китай, Япония);

дистанция власти, т.е. степень иерархического распределения власти как в организациях, так и в обществе. В культурах с высокой дистанцией власти (Россия, Китай) набольшее распространение получает авторитарный тип отношений, основанный на принуждении. Низкая дистанция власти (Великобритания, Германия, Швеция) предполагает установление демократичных отношений между людьми, имеющими власть, и лицами, занимающими более низкое положение;

избегание неопределенности, т.е. тенденция избегать риска и неопределенности в обыденной жизни. Культуры с высоким уровнем избегания неопределенности (Греция, Испания, Япония, Франция, Бельгия) тяжело переживают жизненные изменения, стараются снизить их влияние через регламентацию жизни, опору на большое количество норм и правил в общении и поведении. В культурах с низким избеганием неопределенности социальные отношения слабо регламентированы, новые ситуации и неопределенные

правила не избегаются (Великобритания, Дания, Швеция, США);

маскулинностъ/фемипштость, т.е. ориентация культуры на ценность мужского поведения, агрессивного, направленного на завоевание статуса и личных достижений. В маскулиннных культурах ценятся активность и деятельность, в фемининных – заботливость, сотрудничество.

Каждый из выделенных параметров оказывает наибольшее воздействие на одну из психосоциальных стадий.