Культурная самоидентичность

Понятия "идентичность", "самоидентичность", "идентификация" и "самоидентификация" пришли в культурологию из психологии и социологии. "Идентификация" происходит от лат. identifico, что можно перевести как "отождествляю". В современном русском языке "идентификация" и "самоидентификация" обычно используются как синонимы.

В психологической литературе под идентификацией подразумевается сложный процесс эмоционально-психологического и иного самоотождествления индивида с другими людьми, группой, идеальным образом, художественным персонажем.

Понятие "идентификация" было введено З.Фрейдом и прочно вошло в практику психоанализа. В психоаналитической традиции процесс идентификации трактуется как необходимый этап взросления, а также как важнейший механизм, обеспечивающий способность Я (Эго) к самореализации. Ребенок (или просто слабый, несамостоятельный человек) имитирует слова и поступки родителя (родителей, избранного кумира), пытается воспроизвести в своей жизни его эмоционально-психологические стереотипы. Такие действия - непустое и непраздное занятие, они выполняют очень важную функцию защиты от окружающего мира, позволяют преодолевать страх и подавленность. Благодаря многократному уподоблению своего Эго кумиру формируется инстанция Супер-Эго (Сверх-Я), которая в последующем будет выступать одновременно и цензором поступков человека, доставляющим ему подчас немалые хлопоты, и щитом от невзгод жизни.

Французский ученый, считавший себя верным последователем идей З.Фрейда, Ж. Лакан более подробно описал этапы и механизмы процесса самоидентификации как необходимого условия вхождения в социально-культурное пространство. По мнению ученого, человек проходит в своем развитии три стадии - "воображаемого", "символического" и "реального". На первой, ранней, стадии становления субъекта Я жаждет слиться с тем, кто воспринимается как Другой. Ребенок, ранее воспринимавший собственное отражение как другое живое существо, начинает отождествлять себя с ним. Этот воображаемый образ самого себя, которым обладает каждый человек, - его личная самотождественность. Стадию "воображаемого", или, как ее еще называет Ж. Лакан, стадию "зеркала", все мы переживаем от б до 18 лет. Определение Я через Другого приводит к пониманию социального как такового. Обычно Другим выступает мать, с которой у субъекта завязываются непосредственные отношения. На втором этапе - стадии "символического" - центром притяжения выступает отец, в фигуре которого персонифицируются социальные запреты и ограничения. Самоотождествление с Другим (отцом) знаменует встречу с культурой как институтом. Именно на этой стадии происходит интеграция в социально-культурный контекст, эмоционально-психологическое единение с определенной традицией. И, наконец, третья стадия - стадия "реального" - может считаться "просто историей", т.е. конкретной индивидуальной практикой объективации человеком собственного Эго в реальном социальном контексте, в процессе которой удовлетворяются (или не удовлетворяются) его потребности. Заключительный этап позволяет человеку осознать как его тождественность с единым социально-культурным организмом, так и отличие от него (индивидуальность), тем самым определяется место человека в окружающем мире. Насколько адекватно представление индивида о себе, о том, чем является его Я, зависит от множества обстоятельств. Ни одна стадия процесса идентификации не проходит безболезненно.

В социологии при помощи термина "идентификация" описываются механизмы и практики вхождения человека в социальное пространство, помогающие ему овладевать различными видами социальной деятельности, усваивать и адекватно воспринимать социальные нормы и ценности, воспроизводить определенные ролевые установки. Усвоение тех или иных видов социальной практики происходит в результате того, что идентификация протекает в разнообразных формах. Различаются три основных формы идентификации:

- непосредственно эмоциональное отождествление себя с реальными или вымышленными людьми (с родителями, героями романов и кинофильмов и пр.), итогом чего становится в первую очередь копирование внешних признаков деятельности;

- причисление себя к номинальной социальной группе, что приводит к усвоению важных социально-поведенческих стереотипов;

- отождествление себя с реальной социальной группой, чем обусловливается стойкая убежденность в своей полной сопричастности нормам и требованиям данной социальной общности. В процессе идентификации человек обретает идентичность - ощущение принадлежности к какому-либо сообществу, чувство того, что он не один и что его неповторимая индивидуальность защищена от хаоса одиночества определенной традицией.