Культура XVI в.

Завершение процесса объединения русских земель сильно отразилось на духовной жизни страны. Русская культура была подчинена идее служения единому государству. Собственные художественные традиции еще сохранялись в различных землях страны, но именно московские традиции легли в основу формирования общерусской художественной культуры. В русской литературе как никогда много внимания уделялось проблемам общественно-политического развития страны. В архитектуре и живописи отчетливо прослеживались идейно-политические мотивы.

Просвещение

Важной особенностью русской культуры XVI в. является распространение просвещения. Дети из зажиточных семей учились в школах при монастырях или у домашних учителей. В это же время Россия узнала о важнейшем достижении европейской технической мысли – книгопечатании. Первая типография была открыта в Москве в 1553 г. Спустя 10 лет выдающийся просветитель Иван Федоров организовал Печатный двор. В 1564 г. он выпустил знаменитую книгу "Апостол", отличающуюся высокой техникой оформления. По неизвестным причинам Иван Федоров покинул русские земли и переехал в Белоруссию, а затем во Львов.

До наших дней дошло множество книг по различным областям научных знаний, созданных в XVI в. Математические знания были представлены в первом русском учебнике по арифметике. О развитии географии свидетельствуют первые отечественные карты, которые тогда назывались чертежами. Ценные сведения по экономической географии содержались в "Торговой книге". Большой интерес для истории медицины представляют лечебники и травники. Значительного развития в XVI в. достигло литейное дело и особенно производство пушек. Пушечные дворы работали в Москве, Туле и Новгороде. В 1586 г. мастер Андрей Чохов отлил знаменитую на весь мир "Царь пушку". Уникальное орудие весит около 40 т, его длина – более 5 м.

Литература

Литература (схема 68). Поистине XVI в. стал эпохой расцвета русской публицистики. Особое место в ее истории занимают работы Ивана Семеновича Пересветова. Он много странствовал по Европе, жил в Венгрии, Польше, Румынии и Чехии. Размышляя над историческим опытом различных стран и народов, И.С. Пересветов рисует образ идеального правителя и отстаивает идею сильной государственной власти.

Такие же взгляды высказывает в своих посланиях Иван Грозный, несомненно, обладавший литературным талантом. Наиболее известна его переписка с князем Андреем Курбским, перешедшим на службу к польскому королю. После бегства из Москвы, как уже отмечалось, князь написал своему бывшему повелителю обличительное письмо. Он обвинил царя в казнях и опалах лучших людей. В своем ответе царь опроверг все доводы А. Курбского и назвал бояр рабами и изменниками. Он писал: "Это ли преславие пресветлое быть под власть рабов". Свои мысли Иван Грозный иллюстрировал воспоминаниями о сиротском детстве, нарисовав яркую картину боярских бесчинств и своевольств. Сохранив тему дискуссии, Курбский и Грозный переписывались много лет. До наших дней дошло еще несколько посланий Ивана Грозного, адресованных различным людям.

Схема 68

Большой интерес представляет трактат "Правительница", написанный монахом Ермолаем-Еразмом. Он проникнут мыслью о тяжелой доле русских крестьян, безжалостно угнетаемых своими господами и государственными чиновниками. Автор призывал улучшить положение простых людей, ограничить их повинности оброком в размере одной пятой доли урожая. Нарицательным стало название знаменитой книги "Домострой", написанной, вероятно, в Новгороде и переработанной священником Сильвестром. В этой книге описываются нормы поведения человека того времени в семье и обществе, утверждается патриархальный уклад русской семьи, возглавляемой отцом-домовладыкой.

Летописание в XVI в. приобрело отчетливо выраженный официальный характер. Летописи отражали идеологию Московского государства, показывали преемственность власти русских царей от князей и византийских императоров. Созданная в начале 1540-х гг. "Воскресенская летопись" была призвана отстаивать идеологическую концепцию: Москва – Третий Рим. В ней отражены события с первых лет правления Ивана Грозного до взятия Казани. "Степенная книга" описывает родословие русских монархов. "Никоновская летопись" была составлена на основе большого количества письменных и устных источников и содержит уникальные, нигде больше не встречающиеся сведения. Настоящим памятником русского летописания стал многотомный "Лицевой свод", который содержит 16 тыс. замечательных миниатюр.

Основным жанром русского фольклора XVI в. становится историческая песня. Любимые герои фольклорных произведений – царь Иван Грозный и покоритель Сибири Ермак Тимофеевич. Исторические песни рассказывают о покорении Казани, походе в Сибирь, обороне Пскова от войск Стефана Батория и других событиях того времени.

Архитектура

Архитектура (схема 69). В последние годы правления Ивана III и при его сыне Василии III продолжалась застройка Московского Кремля. Архитектором Алевизом Новым был построен Архангельский собор, а Боном Фрязином – колокольня Ивана Великого.

В течение всего XVI в. строились городские укрепления Москвы и других городов. В период регентства Елены Глинской архитектор Петр Фрязин, как уже отмечалось, возвел Китайгородскую стену. В 1580-е гг. Федор Конь построил Белый город, находившийся примерно в районе нынешнего бульварного кольца. Наконец, в конце столетия вокруг Москвы был возведен Земляной вал.

Отличительной особенностью архитектуры XVI в. является строительство шатровых церквей. Своды таких зданий имеют вид высокой пирамиды (шатра). В шатровых церквях нет внутренних столпов, вся постройка держится на фундаменте. Основные принципы их строительства заимствованы у деревянного зодчества. Первой каменной шатровой постройкой стала церковь Вознесения в с. Коломенском, возведенная в честь рождения будущего царя Ивана Грозного. Как и деревянные храмы, она имела в плане квадрат, поставленный на основу – подклет. На нем размещена архитектурная деталь, имеющая в плане восьмиугольник (восьмерик). Он в свою очередь переходит в 20-метровый шатер, устремленный ввысь. Шатер увенчан небольшой главой с легким крестом. Недалеко от церкви Вознесения находится другой замечательный памятник архитектуры XVI в. – храм Иоанна Предтечи в с. Дьякове.

Шедевром русского зодчества по праву можно считать возведенный в 1554-1560 гг. на Красной площади Покровский собор, который мы обычно называем собором Василия Блаженного. Его построили архитекторы Барма и Посник в честь взятия Иваном IV Казани. Архитектурные решения собора оригинальны и неповторимы. В центре находится главная шатровая церковь, а вокруг нее расположились восемь купольных церквей разной высоты.

Изобразительное искусство

К этому периоду относятся выдающиеся памятники монументальной живописи (схема 70). Сыновья знаменитого Дионисия Феодосий и Владимир расписали Благовещенский собор Московского Кремля. В середине столетия созданы замечательные фрески Золотой палаты Кремлевского дворца и Покровской церкви Александровской слободы.

Схема 69

Схема 70

В иконописи XVI в. отчетливо прослеживаются идейно-политические мотивы. Икона "Церковь воинствующая" посвящена покорению Казанского ханства. На ней изображено триумфальное возвращение русского войска из объятой пламенем татарской столицы. По своему жанру и манере исполнения икона близка к батальным полотнам последующих времен.

В последней четверти столетия в вотчинах Строгановых зародился новый иконописный стиль. Строгановские иконы характеризуются изящностью изображения и тщательно выписанными деталями.

О высоком развитии искусства декоративной резьбы свидетельствует Царское место Ивана Грозного в Успенском соборе Кремля. Оно выполнено в виде небольшого возвышения с шатровым покрытием и кокошниками. Царское место украшено резным рельефом, изображающим сцены из русской истории.

Великолепными образцами декоративно-прикладного искусства являются золотые ковши и чаши, выполненные для царей Ивана Грозного и Бориса Годунова, золотое блюдо царицы Марии Темрюковны, украшения к иконе "Троица" и многие другие произведения.