Культура XIV-XV веков

Русская культура возрождалась и развивалась вместе с возрождением и подъемом Русской земли, развитием системы хозяйствования после монголо-татарского нашествия, в процессе объединения русских княжеств сначала вокруг нескольких центров, а потом вокруг Москвы. Она чутко отряжала все новшества в русской жизни, а главное – изменившиеся настроения: русского народа, его патриотический порыв в пору борьбы с Ордой, в преддверии Куликовской битвы и в период создания: единого Русского централизованного государства.

Летописи

В первую очередь возрождалось и развивалось летописание, появлялись крупные исторические сочинения, в которых шел рассказ о всем пути русского народа. Новые летописные своды стали создаваться при дворах ведущих русских князей – во Владимире, Ростове Великом, Рязани, Твери, позднее в Москве. Не прерывалось летописание в Новгороде и Пскове.

Вначале эти сочинения были проникнуты местными интересами. Рассказывая о событиях русской истории со времен Рюрика и включая в свой состав знаменитую "Повесть временных лет", эти летописи в дальнейшем повествовали о деяниях своих князей, считали их главными героями русской истории. Авторы связывали историю Древней Руси, например, с историей Тверского или Рязанского княжества и полагали, что именно их князьям и суждено возглавить процесс объединения русских земель. Это было знаменательно: идея единства Руси уже встала на повестку дня истории, и летописи отразили эту идею.

Со второй половины XIV в. ведущая роль в летописании и в создании историко-литературных памятников переходит к Москве, которая при Дмитрии Донском взяла на себя инициативу борьбы с Ордой. Они пишутся в Троице-Сергиевом монастыре, в московских монастырях. В этих сочинениях проводится идея единства Руси, общности ее киевского и владимирского периодов, ведущей роли Москвы в объединении русских земель и в борьбе с Ордой. Таким летописным сводом стал московский "Русский хронограф".

Уже в это время: в московских летописных сводах проходит мысль о праве Москвы на собирание всех земель, бывших ранее в составе единого Древнерусского государства. Москва лишь приступила к этому процессу но идеологи того времени уже сформулировали задачу московских князей на будущее.

Недаром Иван III, отправляясь в поход против Новгорода, заранее ознакомился со старыми летописями, чтобы найти в них обоснование своего права как Рюриковича на владение всеми русскими землями, в том числе и Новгородом на правах отчины своих предков, киевских князей.

Жития, сказания, "хождения"

Другим письменным жанром, отражающим явления эпохи и пронизанным новыми умонастроениями людей, стали в это время жития, сказания и "хождения".

Жития – это биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской Церковью. Их героями становились только личности, чья деятельность являлась действительно эпохой в истории Руси, или те, чей жизненный подвиг стал примером для многих поколений русских людей. Таким было, например, "Житие святого Александра Невского", памятник Древнерусской литературы конца ХIII – начала XIV вв. В нем рассказывалось о замечательных подвигах князя в борьбе со шведами, немцами, о его титанической и опасной дипломатической деятельности в отношениях с Батыем, Золотой Ордой, о его загадочной смерти на пути из Сарая. Русские люди, читая это житие, проникались идеями служения Родине, патриотизма. Автор стремился отвлечь читателей от всего эгоистичного, суетного и пробудить в их душах высокие жизненные идеалы служения людям, обществу, своей стране.

Другим таким известным житием стала повесть о жизни и трагическом конце князя Тверского, великого князя Владимирского Михаила Ярославина, растерзанного в Орде. В нем автор не идеализирует своего героя, рассказывает, как тот отчаянно боролся за власть над Русью с Московским князем Юрием Данииловичем. Однако последние дни его жизни, добровольная явка в Орду на мученическую гибель ради спасения своей земли позволяют автору высоко оценить жизненный подвиг Михаила Тверского. Мученическая смерть, по его мысли, смывает с облика тверского князя все мелочное, недостойное.

Любимым чтением русских людей стало и "Житие Сергия Радонежского", написанное его учеником Епифанием Премудрым в 1417–1418 гг. Со страниц этого сочинения встает образ высоконравственного, трудолюбивого, глубоко религиозного человека, для которого высшее счастье – сделать добро ближнему, обеспечить благополучие род ной земли.

Особенно популярными в то время стали сказания. Это истории, посвященные знаменательным событиям в жизни страны. Таким сказанием стала "Задонщина", памятник древнерусской литературы конца XIV в. (видимо, не позднее 1393 г.), повествующий о Куликовской битве 1380 г. Ее автор (о нем известно лишь, что его звали Софроний и что он был родом из Рязанщины) шаг за шагом повествует о нашествии Мамая, подготовке Дмитрия Донского к отпору врагу, сборах рати, исходе исторической битвы. Вот лишь маленький отрывок из "Задонщины": "...И сказал князь великий Дмитрий Иванович: “Брат, князь Владимир Андреевич, пойдем туда, прославим жизнь свою миру на Диво, чтобы старые рассказывали, а молодые помнили! Испытаем храбрецов своих и реку Дон кровью наполним за землю Русскую и за веру христианскую”...".

Повесть проникнута высоким патриотическим духом, и недаром автор не раз обращается: мысленно к событиям и образам "Слова о полку Игореве".

Специальное сказание было написано о нашествии хана Тохтамыша на Москву, потрясшем Русь после блестящей победы на Куликовом поле. В сожженной и разграбленной Москве, пишет автор, были "план и рыдания, и вопль многих, и слезы, и крик неутешный, и стенание многое, и печаль горькая, и скорбь неутешная, беда нестерпимая, нужда ужасная, и горесть смертная, страх, ужас и трепет". Историко-литературные произведения отражали всю сложность и трагичность борьбы Руси за свое единство, против ордынского ига.

В XIV XV вв. вновь появляются на Руси "Хождения" – сочинения, описывающие дальние путешествии русских людей. Одним из них стало знаменитое "Хождение за три моря" (имеется в виду Каспийское, Аравийское и Черное) тверского купца Афанасия Никитина (?–1475), в котором он рассказал русским людям о своем многолетием путешествии по странам Востока и о жизни в Индии. Начало описания датировано 1466 г., последние строки были написаны в 1472 г.

Его мечтой было побывать на Востоке, откуда заморские купцы привозили дорогие и диковинные вещи – красивые шелковые ткани, драгоценные камни, жемчуг, пряности, золоченое оружие. Сказочным раем представлялась Индия. Но каков был туда путь – не знал никто. Никитин решил пробиться в Индию с русскими товарами – железными изделиями, мехами, узорочьем, Т.е. украшенными золотым и серебряным шитьем тканями.

Афанасий первым из русских людей проделал огромный путь от Тверской пристани на Волге до Калькутты. Уже на пути к Каспийскому морю русский купец подвергся опасностям, был ограблен, на море попал в шторм. Зятем он прошел Азербайджан, закаспийские земли, оказался: на побережье Персидского залива, а потом отплыл в Индию. Там он провел несколько лет. В "Хождении" он подробно описал свое путешествие и годы, проведенные в Индии, рассказал об индийской земле, об обычаях и верованиях индийцев, об их городах.

За долгие годы жизни в Индии Афанасии Никитин потерял счет дням по русскому календарю; утеряв церковные книги, потерял счет и календарю церковному. "А великого дня Воскресенья Христова (Пасхи) не ведаю, а по приметам гадаю", – отмечал он в своих записях. Тоска по Родине всё чаще охватывала купца, хотя он и помнил годы страшной феодальной войны: "Русская земля да будет богом хранима, – пишет он. – На этом свете нет страны подобной ей, хотя бояре Русской земли несправедливы. Да станет Русская земля благоустроенной и да будет в ней справедливость".

Наконец он отплыл из Индии в Африку, побывал в Эфиопии, оттуда перебрался на Иранское нагорье, а далее через Черное море и Крым вернулся на родину.

Афанасий Никитин умер неподалеку от Смоленска в крестьянской избе, немного не дойдя до родной Твери. В его суме были обнаружены тетради с описанием "Хождения". Он оказался первым европейцем, побывавшим в Индии и подробно рассказавшим о ней. Только через 30 лет путь в Индию проложил знаменитый португальский мореплаватель Васко да Гама.