Культура театрального обслуживания и театральной пропаганды

Вопрос организации зрителя содержит в себе такой аспект, как культура театрального обслуживания. Речь идет о том, с чем сталкивается посетитель театра до того, как он погружается в театральное действо. При каких обстоятельствах он покупает билет, как его встречают в гардеробе или буфете, что он видит в здании театра? Предстает ли он ему как храм искусства или как казенное учреждение? Почему этот аспект так важен — ведь К. С. Станиславский всячески подчеркивал эту сторону театра и говорил, что "театр начинается с вешалки"?

Посещение театра, по наблюдению многих исследователей, является актом так называемого ритуального поведения. Это значит, что человек рассматривает поход в театр не как в гастроном или в "присутственные места". Приход в театр — это отрыв от повседневности. Он требует особого внимания к своей внешности, своим манерам. Театр традиционно связывается в сознании людей с понятием престижности, высокого социального статуса. Роль зрителя исполняется ими охотно и с удовольствием, и театр не имеет права разрушить эту игру. Более того, он жизненно заинтересован в ее поддержании, в сохранении своего высокого статуса. Поэтому высокая культура театрального обслуживания является очень важной задачей театрального менеджмента.

Маркетинговые исследования, регулярно осуществляемые в театре или филармонии, приносят важную информацию, которая помогает скорректировать репертуарную, ценовую политику, улучшить обслуживание посетителей. Внимательное изучение потребностей своей аудитории и своевременная реакция на них приводят порой к положительному эффекту, превосходящему ожидания самих организаторов. Так, например, в Воркутинском драматическом театре зрители сетовали на слишком позднее время окончания спектаклей. Театр перенес начало вечерних спектаклей па более раннее время и в результате получил значительное увеличение своей посещаемости1. Позднее окончание спектакля оказывается проблемой в тех случаях, когда в городе существуют трудности в работе общественного транспорта. "Стремясь ослабить действие этого фактора, наиболее активные театральные коллективы ищут и находят новые формы приближения театра к далеко живущим людям. Наиболее интересный эксперимент был осуществлен в Ярославле и дал обнадеживающие результаты. Перед началом спектакля зрители, подходя к стенду, установленному в фойе, нажимают кнопку под номером нужного транспортного маршрута. Заказы зрителей суммируются счетчиками и передаются в центральную диспетчерскую городского транспортного управления. К концу спектакля к театральному подъезду подаются автобусы заказанных зрителями маршрутов... Аудитория ярославского театра выросла на шесть тысяч посещений"2. Полезный опыт переняли впоследствии театры Перми, Куйбышева (Самары) и др.

И еще один вопрос, связанный с привлечением публики в театр. Это вопрос рекламы театра и пропаганды театрального искусства. Часто реклама спектакля сводится лишь к информации о нем, самое большее — о том, какие актеры в нем заняты и кто режиссер. В то время как основное назначение рекламы — подсказывать мотивы посещения театра. Общее правило рекламы гласит: "Предмет рекламы — не вещь, а польза от нее". Творческий подход к рекламе таит в себе неизведанный театральным менеджментом потенциал. Хорошая реклама является одновременно и частью театральной пропаганды. Передачи на радио, телевидении, материалы в прессе, Интернете часто сосредоточены вокруг личности актера или режиссера, но услышать или увидеть захватывающий рассказ о театре, его предназначении, природе, об особенностях сценического творчества можно крайне редко. Для пропаганды театрального искусства театр должен наладить сотрудничество с театральной критикой, искать новые формы "театрального просвещения"[1], более активно интегрироваться в культурную среду города, региона (об этом см. в разд. III "Стратегический менеджмент в сфере культуры и искусства").