Культура в СССР в послевоенные годы (1945-1955)

Первое послевоенное десятилетие вошло в историю нашей страны как апогей сталинизма. Важнейшей задачей, стоявшей перед государством, победившим в самой кровопролитной из всех воин в мировой истории, было восстановление народного хозяйства, всех его отраслей, включая науку и культуру, которые понесли в военные годы огромные потери. В 1945-1955 гг. развитие отечественной науки было направлено на обеспечение лидерства СССР в оборонных отраслях, а культуры - на изоляцию от Запада. В народном образовании главной задачей стало введение обязательного семилетнего обучения, а для молодежи, не сумевшей получить образование в военную пору, - создание системы вечернего обучения. Эта цель была достигнута к 1950 г. Увеличилось количество высших учебных заведений, в вузах активно вводились вечерняя и заочная формы обучения. Была усилена административная система управления народным образованием. В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в Министерство высшего образования СССР, в 1950 г. в структуре ЦК ВКП(б) был организован Отдел науки и высших учебных заведений. Во второй половине 1940-х гг. была создана сеть научно-исследовательских институтов: Институт точной механики и вычислительной техники, Институт радиотехники и электроники, Институт прикладной геофизики, Институт физической химии, Институт ядерных проблем, Институт атомной энергии и др. Приоритетными являлись исключительно те научные направления, которые служили укреплению обороны страны. В частности, особое внимание уделялось работам в области использования атомной энергии. Научным руководителем проекта по созданию ядерного оружия с 1943 г. был академик И. В. Курчатов. 29 августа 1949 г. на полигоне под Семипалатинском впервые в СССР было проведено испытание атомной бомбы. Советским ученым принадлежит первенство в разработке термоядерного оружия, в которой принимали участие выдающиеся физики И. Е. Тамм, Ю. Б. Харитон, А. Д. Сахаров. Испытание водородной бомбы впервые было произведено в СССР в 1953 г.

Академики С. И. Вавилов, И. Е. Тамм, Т. А. Черенков, И. М. Франк внесли большой вклад в развитие экспериментальной физики по изучению нейтронов и люминесценции. Под руководством М. И. Франка был создан импульсный реактор на быстрых нейтронах. В 1947 г. под руководством С. П. Королева была успешно завершена работа по созданию первой советской баллистической ракеты-носителя. Это позволило уже в 1954 г. оснастить Советскую Армию новейшими образцами ракетно-ядерного оружия.

Значительные результаты были достигнуты в области физики полупроводников, заложившие основы развития радиоэлектронной промышленности. Исследования проводились под руководством академика А. Ф. Иоффе, ставшего создателем и первым директором Физико-технического института в Москве.

В то же время естественные и гуманитарные отрасли фундаментальных и прикладных наук, не имевшие непосредственного отношения к повышению обороноспособности страны, подвергались жесткому администрированию. Показательными в этом отношении стали гонения на генетику и кибернетику. Эти научные дисциплины были объявлены псевдонаучными, противоречащими законам материализма. Монополистами в биологии были академик Т. Д. Лысенко и его сторонники, пользовавшиеся личной поддержкой Сталина. Их "научная" деятельность привела к тому, что наши ученые значительно отстали от передовых достижений мировой науки в этой перспективной области. В августе 1948 г. была проведена сессия ВАСХНИЛ, на которой генетику объявили лженаукой и запретили в СССР. В ходе развернувшейся кампании около 3 тыс. биологов были отстранены от работы, многие из них репрессированы. В 1950 г. на сессии физиологов был нанесен удар по развитию отечественной физиологии, психологии и медицины.

Если в развитии точных и естественных наук вмешательство и диктат партийного аппарата являлись тормозом для исследований, то в сфере гуманитарных наук они стали подлинной катастрофой. Тяжелое положение сложилось в области изучения экономики, где основные усилия были направлены на пропаганду труда И. В. Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР". Ограничение информации, поступающей из-за рубежа, жесткое курирование партийными органами тематики исследований, утверждение незыблемости "Краткого курса истории ВКП(б)" - все это обернулось пагубными последствиями для общественных наук. Лишь немногие ученые находили в себе мужество протестовать против диктата аппаратчиков от науки. Среди них были такие авторитетные физики, как академики А. Ф. Иоффе и П. Л. Капица, которые отваживались отстаивать интересы ученых.

На развитии науки отрицательно сказалась и кампания по борьбе с космополитизмом, которая была развернута в СССР в конце 1940-х - начале 1950-х гг. Основной ее целью было очернить все несоветское, несоциалистическое, нерусское и поставить прочный барьер между нашим народом, его культурой и достижениями мировой цивилизации.

В основе политики в области культуры в СССР в этот период лежали догматические представления о роли творческой интеллигенции, которая должна была своими произведениями мобилизовывать советский народ на трудовые подвиги в условиях восстановления народного хозяйства, разрушенного войной. От всех деятелей советской культуры требовалось создавать в своих произведениях атмосферу жизнеутверждающего подъема, показывая лишь положительные стороны советского общества. В среде советской интеллигенции, считавшей, что после великой Победы возврат к довоенному курсу диктата невозможен, крушение этих иллюзий привело к серьезным разочарованиям. Началом кампании по борьбе с "искажениями" линии партии в области культуры стали постановления ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г. "О журналах "Звезда" и "Ленинград"" и от 4 сентября 1946 г. "О кинофильме "Большая жизнь"", а также постановление "О репертуаре драматических театров и мерах но его улучшению". Эти партийные директивы дали сигнал к широкомасштабной публичной травле таких выдающихся писателей и поэтов, как А. А. Ахматова, М. М. Зощенко, Э. Г. Казакевич, Ю. П. Герман; в безыдейности и аполитичности обвинялись талантливые деятели советского кинематографа Л. Д. Луков, С. М. Эйзенштейн, В. И. Пудовкин, Г. М. Козинцев.

Советская литература не могла выходить за рамки современных или исторических, а чаще историко-революционных тем. Даже тема войны после выхода в свет романа А. А. Фадеева "Молодая гвардия", провозглашенного образцовым, считалась исчерпанной. Если в первые послевоенные годы правдивые и талантливые книги о войне еще выходили и даже получали положительную оценку (например, повесть писателя-фронтовика В. П. Некрасова "В окопах Сталинграда"), то по мере усиления идеологического контроля тема войны, лишений, нелегкого ратного труда, фронтовых и тыловых будней исчезала со страниц книг и журналов. Считалось, что это отвлекает советских людей от насущных задач дня, вызывает трагические воспоминания. Предпочтение отдавалось "праздничной", бесконфликтной и бесцветной литературе. Такие лучшие произведения, как "Русский лес" Л. М. Леонова, "Первые радости" и "Необыкновенное лето" К А. Федина, "Времена года" В. Ф. Пановой, "Открытая книга" В. А. Каверина, отражают общее состояние литературного процесса тех лет, в котором отсутствует новаторский поиск, довлеет идеологическая схема, нет жанрового и стилистического многообразия.

Отличительной чертой послевоенного кинематографа стало резкое сокращение общего количества выпускаемых кинолент. В искусстве доминировала парадность, образцом становились "высокие идеалы патриотизма", взятые из истории страны. На сценах театров и в кино создавалась некая параллельная реальность, не имевшая ничего общего с буднями советских людей, окружавшей их жизнью. Самыми яркими примерами таких "советских сказок" являются музыкальные кинокомедии "Кубанские казаки" И. А. Пырьева (1950) и "Весна" Г. В. Александрова (1947).

Крайне тяжелое положение сложилось в музыкальном и театральном искусстве. После выхода в свет постановления Политбюро ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 г. "Об опере "Великая дружба" В. Мурадели"" началась кампания борьбы с "формализмом" в советской музыке, жертвами которой стали талантливые композиторы Вано Мурадели, обвиненный в разжигании национальной розни в опере "Великая дружба", а также Д. Д. Шостакович ("Леди Макбет Мценского уезда"), С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, А. И. Хачатурян, В. Я. Шебалин.