Культура речи

Классическая риторика большое внимание всегда уделяла логике построения речи, убедительности аргументации. Однако последние научные данные ученых-филологов и психологов и современная практика межличностных коммуникаций указывают на недостаточность такого подхода. Предметом интереса современной риторики становятся не только выступления с трибуны, но и другие формы коммуникации: публичные выступления па собраниях, митингах, участие в теле- и радиопередачах, выступления на деловых совещаниях, научных конференциях, международных форумах и пр. Поэтому речь не может оцениваться только с точки зрения аргументированности, логичности, как некое одномерное явление. Ситуация речевого общения представляет сложное системное образование со многими входящими в него элементами. Спецификой нового подхода можно считать радикальный поворот к коммуникативной стороне речи. В настоящее время разрабатываются такие техники, как: манипулирование собеседником (его введение в заблуждение, увещевание, лесть, запугивание, эмоциональные призывы и пр.), убеждение и др.

Композиция и стиль речи. Как правило, в риторике композиция понимается как расположение аргументов.

К стилю относятся:

• выбор аргументов;

• расположение главных аргументов, важных для аудитории и обладающих максимальной силой убеждения;

• расположение второстепенных аргументов;

• выбор слов (если оратор использует нелитературные слова и выражения, он расценивается аудиторией как неавторитетный человек);

• правильное произношение слов (негативное впечатление на слушателей производит неправильное произношение слов, нелитературное ударение и подобные ошибки);

• правильный выбор синонимов (оратору необходимо подбирать слова, которые были бы понятны аудитории).

Фольклорные правила речевого этикета. Ю. В. Рождественский в своей книге "Теория риторики" отмечает, что в фольклоре существуют общепринятые правила этикета речи, которые не являются общими этикетными правилами и относятся исключительно к речи. Правила речевого этикета едины у разных народов и представляют собой универсалию речевого поведения. Универсальны эти правила потому, что без них нельзя построить никакой язык как средство общения.

Понимание продуктивности диалога и гарантия его логостической продуктивности сформулированы в самом истоке речевой деятельности — фольклорных правилах ведения диалога.

Основные правила ведения диалога даны в книге Ю. В. Рождественского "Общая филология" (1979). Они разбиваются на три основные категории: правила организации диалога, правила для слушающего и правила для говорящего.

Правила для организации диалога, в свою очередь, разделяются на три разряда:

Первый разряд определяет отношения людей в диалоге.

1. Оценка человека но знанию форм речевого этикета.

2. Запрещение невежливой речи и рекомендация вежливости.

3. Запрет оскорбления словом.

Второй разряд определяет порядок ведения беседы и содержит следующие правила.

1. Слово идет впереди несловесного действия, предшествует несловесному действию.

2. Слушание предшествует говорению.

3. Значимое умолчание — часть диалога, выражающее восприятие и понимание сказанного.

Третий разряд определяет типичные ошибки в организации диалога.

1. Ошибка в порядке ведения диалога.

2. Ошибка в нарушении предмета диалога.

3. Ошибка в избрании участника диалога.