Лекция 9. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ (X–XIII ВЕКА)

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• основные памятники древнерусской письменности и книжности X–XIII вв.;

• основные жанры и памятники древнерусской литературы X–XIII вв.;

• особенности развития и основные памятники древнерусской архитектуры X– XIII вв.;

• особенности развития и основные памятники древнерусского изобразительного и декоративно-прикладного искусства X–XIII вв.;

уметь

• определить после прочтения жанр памятника древнерусской литературы;

• описать и охарактеризовать иконописное изображение;

• определить по иллюстративному материалу основные техники декоративно-прикладного искусства;

• различить региональные особенности архитектурных и иконописных школ и традиций;

владеть

• методикой поиска информации в библиотечных и электронных ресурсах по изучаемому периоду и изучаемой проблематике;

• представлениями о содержании понятий "культура", "искусство" применительно к истории Древней Руси и различных русских земель XII – начала XIII в. (по регионам).

Ключевые термины и понятия: крестово-купольный храм, икона, иконостас, фреска, книжность, летопись, житие, повесть, патерик, православная культура.

Ключевые имена: Ярослав Мудрый, Андрей Боголюбский, Иларион, Кирилл Туровский, Никон, Феодосий Печерский, Владимир Мономах, Нестор, Боян, Игорь Святославич.

Архитектура

Сохранившиеся памятники русской архитектуры домонгольского времени представляют собой в основном церковные постройки или крепостные (фортификационные) сооружения (Золотые ворота Киева, Владимира и т.д.). Жилые дома большей частью строились из дерева и до наших дней не дошли.

Первые русские храмы построены византийскими зодчими. Заимствованная из Византии форма храмовой архитектуры представляет собой так называемый крестово-купольный храм.

Этот тип культового сооружения сформировался в византийской архитектуре раннего Средневековья путем изменения заимствованной из античной архитектуры базилики и соединения ее с типом купольного храма. Вытянутая по оси базилика имеет три продольных нефа. Со временем появился поперечный неф, и базилика приобрела крестообразный план. В таком виде строились христианские храмы католического мира в Средневековье и Новое время. В Византии трансформация базилики продолжилась: продольный неф сократился, соединившись с поперечным в единый объем, а на пересечении нефов появился купол, ставший доминантой всего сооружения. В таком виде тип крестово-купольного храма был заимствован из Византии на Русь после принятия христианства и закрепился в русской архитектуре (вплоть до настоящего времени).

Византийские храмы строились из плинфы – плоского кирпича. Ряды плинфы перемежались слоями известкового раствора. В сооружениях XI в. применялась техника с так называемым утопленным рядом: с известной периодичностью очередной ряд кладки то выступал от поверхности стены на несколько сантиметров, то отступал от нее вглубь. "Утопленные" ряды образовывали продольные борозды, которые заштукатуривались и превращались таким образом в светлые полосы. Вся стена храма становилась полосатой, что создавало декоративный эффект. В русских храмах XII в. начали применять порядовую технику кладки, т.е. без "утопленного" ряда. Слой раствора, правда, делали шире, чем ряд плинфы, от чего храм также становился полосатым, но эти полосы были мельче и выглядели менее нарядно.

Первые храмовые постройки на Руси были осуществлены опытными мастерами, приглашенными из Византии, поэтому ранние русские храмы имеют большие размеры. Самая ранняя каменная церковь – Десятинная в Киеве – возведена в конце X в. (991–996). Она не сохранилась, но насколько можно судить на основании фундаментов, это была постройка крестово-купольного типа, весьма больших размеров даже для Византии, что и неудивительно: ведь Десятинная церковь строилась как главный храм Киева.

При Ярославе Мудром в 1130-е гг. в Киеве был возведен Софийский собор (исследователи считают наиболее вероятной летописную дату строительства – 1037 г.). Однако София Киевская не самый ранний из сохранившихся древнерусских храмов. Таковым следует считать Спасо-Преображенский собор в Чернигове, построенный при черниговском князе Мстиславе Владимировиче. Похороны Мстислава в Спасо-Преображенском соборе в 1036 г. проходили во время строительства храма. Летописец так описывает недостроенный храм: человек, стоящий на лошади, мог дотянуться до верха стен. Следовательно, Спасо-Преображенский собор был заложен несколько ранее Софии.

Оба храма крестово-купольного типа, но София имеет разветвленную систему галерей, обилие глав, поэтому крестово-купольная схема в ней просматривается с трудом. Конструкция черниговского собора более проста: шестистолпный пятиглавый храм с нартексом (дополнительным поперечным нефомв западной части) и двумя лестничными башнями, ведущими на хоры. Две лестничные башни имеются и в киевском Софийском соборе, но там они инкорпорированы в сложную систему галерей и не примыкают непосредственно к главному объему храма. Без лестничных башен в ту эпоху было не обойтись: поскольку внутристенных лестниц не устраивали, то только по специальной пристроенной лестнице можно было попасть на хоры, которые располагались либо над входом, либо, как в Софии Киевской, еще и вдоль северной и южной стен собора, представляя собой своеобразные балконы. На хорах (по-древнерусски – полатях) церковную службу слушали представители княжеской семьи с приближенными. Такой обычай русские князья переняли у византийских императоров. По этой причине почти все кафедральные и княжеские храмы домонгольской Руси имели лестничные башни.

Киевская София стала образцом еще для двух Софийских соборов, построенных в XI в.: Софии Новгородской (1045–1050) и Софии Полоцкой (1050-е). Хотя эти соборы строились с явной ориентацией на киевскую Софию, у всех Софийских храмов был общий образец – Софийский собор в Константинополе, являвшийся кафедральным для всей Константинопольской патриархии, в состав которой входила и Киевская митрополия.

В XII в. зарождаются региональные архитектурные школы, каждая со своими особенностями, повлиявшими на последующее развитие русской архитектуры. Так, в Новгороде сложилась традиция строительства небольших по объему одноглавых церквей, инициаторами возведения которых выступали жители конца (района) или улицы, а также купеческие корпорации (например, церковь Ивана на Опоках). Храмы строились в смешанной технике: использовались и плинфа, и камень. Зодчие, по всей видимости, были из местных, что объясняет небольшой размер и толстые стены новгородских храмов: ведь строить приходилось с большим запасом прочности. Близкой к новгородской традиции оказывается псковская архитектурная школа, поскольку в это время Псков входил в состав Новгородской земли.

В Галицко-Волынском княжестве в первой половине XII в. работали западноевропейские мастера, строившие в романских традициях – из белого камня (известняка). Западное влияние в Галицкой земле было столь велико, что во второй половине XII в. там появились храмы в форме квадрифолия и ротонды (круглые в плане). Есть данные, согласно которым в первой половине XIII в. использовались витражи, что свидетельствует уже о влиянии западноевропейской готики.

Исследователи полагают, что от галицкой традиции берет начало белокаменное строительство во Владимиро-Суздальском княжестве. Первые белокаменные храмы там появляются во время правления Юрия Долгорукого, чья дочь была замужем за галицким князем Ярославом Осмомыслом. Самым ранним из сохранившихся памятников является церковь Бориса и Глеба в Кидекше (1140-е), самый поздний из каменных храмов времени Юрия Долгорукого – Спасо-Преображенский собор в Переславле Залесском (1150-е).

Почти все постройки времени Юрия Долгорукого представляют собой небольшие крестово-купольные одноглавые храмы с минимальным декором. Храмовая архитектура времени Андрея Боголюбского более разнообразна. Сохранились Успенский собор (1158) и Золотые ворота (ок. 1164) во Владимире, фрагмент княжеского дворца в Боголюбове (1150-е) и церковь Покрова на Нерли (середина XII в.). Согласно летописи, Андрей пригласил иностранных зодчих, что подтверждается современными исследованиями. Полагают, что во Владимире работал итальянский или немецкий архитектор: в постройках времени Андрея Боголюбского появляется резная фасадная скульптура, подобная той, которая украшает романские храмы Западной Европы того времени.

Следующий этап владимиро-суздальской архитектуры приходится на правление Всеволода Большое Гнездо. В 1185 г. от пожара сильно пострадал владимирский Успенский собор. Появилась угроза его разрушения. Приглашенные Всеволодом мастера, также западноевропейского происхождения и выучки, окружили собор галереями и пристроили еще четыре главы. Получилось сложное архитектурное сооружение, пятиглавие которого впоследствии стало атрибутом кафедрального собора в России XVI-XVII вв.

Из построек времени Всеволода выделяется придворный Дмитриевский собор во Владимире, возведенный в 1190-е гг. Четырехстолпный одноглавый собор уникален тем, что его стены покрыты белокаменной резьбой, в которой присутствуют такие редкие для средневековой иконографии сюжеты, как борьба Геракла со львом, вознесение Александра Македонского на небо и пр. В одной многофигурной композиции исследователи видят семейный портрет самого Всеволода с сыновьями. Традиция украшать храмы белокаменной резьбой продолжилась и при сыновьях Всеволода. Среди их построек самой выдающейся является Георгиевский собор в Юрьеве Польском, возведенный накануне монголо-татарского нашествия.

Татаро-монгольское нашествие прервало архитектурные традиции Руси. Исключением стали новгородские и псковские земли, до которых войско Батыя не дошло. Наработки новгородской архитектуры второй половины XIII в., развитые в XIV–XV вв. в новгородских и псковских землях, пришли в центральную Россию, но гораздо позднее, в XV в.