Лекция 12. Культура будущего и будущее культуры

Фантастам уже давно надоело то, что физики еще не открыли.

Шутка

1. Универсальные компетенции.

• Социально-личностные и общекультурные:

ü способность к предвидению социальных и культурных последствий актуальных процессов как на уровне общества, так и на уровне собственной личности;

ü формирование личной ответственности за последствия своей деятельности.

• Общенаучные:

ü способность выявить общие закономерности социокультурной динамики, знание ее основных принципов.

2. Инструментальные:

ü видение культуры в единстве ее прошлого, настоящего и будущего.

3. Профессионально ориентированные:

ü способность использовать методы социокультурного прогнозирования в профессиональной сфере в целях предвидения возможных негативных последствий.

Ключевые слова: культура будущего, прогноз, уровни прогнозирования, проектирование, прогностические модели, цивилизационные и культурные ценности.

...Двадцать первый век будет веком гуманитарных наук и гуманизма. В противном случае человечество может выродиться в гуманоидов, умеющих считать и пользоваться компьютерами, но их духовные ценности можно будет выразить одним-двумя словами.

Лихачев Д. С. XXI век должен быть эпохой гуманизма. М., 1987. С. 31.

Задание. Наверняка среди студентов, особенно технических вузов, и среди них особенно в среде будущих специалистов по информационным технологиям, найдутся те, кто не согласится с этим утверждением. Продумайте свои аргументы: на семинарском занятии может получиться интересный диалог.

Культура будущего

Мы начали разговор о культуре будущего с прогноза, данного выдающимся русским ученым Дмитрием Сергеевичем Лихачевым. В этом прогнозе есть не только указание на тенденцию, характерную для нашего времени, но и предостережение. В чем его суть?

Какие бы оценки ни давались двадцать первому веку, интенсивно набирающему обороты, абсолютное большинство сходится на том, что фундаментальной характеристикой общества будущего выступает знание. Иными словами, общество будущего, контуры которого отчетливо проступают сегодня, это общество, основанное на знаниях, и, значит, это интеллектуальное общество. Но понятие знания очень широкое: как мы уже отмечали в первой теме, нельзя же знать всего! Тогда какое знание будет главным в начавшемся веке? Ответить на этот вопрос одновременно и легко, и трудно. Легко, потому что информационное общество требует прежде всего владения электронными технологиями: без них в будущее (да, пожалуй, уже и в настоящее) не войти. Трудно, потому что человек в любую эпоху задумывался не только о том, как делать, но и о том, во имя чего. Ответ на этот вопрос лежит за пределами формулы "know how". Предположим, кто-то из моих читателей возразит автору: "Времена таковы, что надо очень быстро двигаться по карьерной лестнице, для чего требуются специальные знания, это важнее, а о смысле жизни подумаем на пенсии". Отвечу им, опираясь как на исследования, выявляющие корреляции между общей, в том числе гуманитарной, образованностью и карьерой, так и на опыт неформального общения с выпускниками вузов.

Гуманитарная культура дает в руки профессионалу "волшебную палочку", способствующую достижению успеха. Преломляясь в структуре личности, задавая ей интеллектуальные параметры, она ориентирует человека в социальном лабиринте, устанавливает рациональные связи, вносит иерархию в сферу социальной и культурной коммуникации, позволяя увязывать между собой различные элементы и факты, соединять их в единое целое, отделять существенное от случайного, истинное знание от псевдознания. Она позволяет соотносить собственные, индивидуальные планы деятельности с объективными тенденциями изменений общества и культуры, улавливая их в социальном многоголосье.

Гуманитарная культура способствует также выполнению одного из главных условий достижения личного успеха: интеллектуальной самоидентификации профессионала. Такая самоидентификация связана с дистанцированием личности от потока массовой культуры, с возрастанием понимания ценности идеи, концепта как уникального продукта умственного труда и личности как носителя и творца этой идеи.

Вот что, как мне кажется, имел в виду Д. С. Лихачев.

...Культура развивается и в прошлое, и в будущее одновременно. Она образует связь общества во времени.

Рождественский Ю. В. Техника, культура, язык. М., 1993. С. 8.

Задание. То, что культура развивается в будущее, – очевидная мысль. Но что имел в виду ученый, формулируя тезис о том, что культура развивается еще и в прошлое? Попробуйте подискутировать по этому поводу.