Культура

После петровских преобразований в русской культуре утверждается приоритет светских начал (табл. 15). Став, по существу, частью государственного аппарата, Русская православная церковь утратила свою монополию в определении направлений и форм культуры, хотя ее влияние в обществе продолжало оставаться значительным.

В духовную сферу России XVIII в. проникают идеи Просвещения. В них центральное место отводилось просвещенному монарху, способному создать гармоничное общество, в котором люди в отношениях друг к другу должны руководствоваться гуманными принципами.

Просвещение и наука. В середине XVIII в. продолжилось становление светского образования, начатое при Петре I. Была создана сеть закрытых сословных учебных заведений преимущественно для дворян – Шляхетский (1731), Морской, Кадетский (1752) и Пажеский (1759) корпуса, в которых велась подготовка к военной и придворной службе.

Таблица 15

Культура России второй половины XVIII в.

Раздел

ОГЛАВЛЕНИЕ

Особенности развития:

ü утверждение приоритета светских начал в культуре;

ü проникновение идей просвещения в русскую культуру

Образование

Открытие Пажеского, Шляхетского, Морского, Кадетского корпусов.

Создание Московского университета (1755)

Учреждение Смольного института благородных девиц(1764)

Принятие Устава народных училищ (1786)

Наука

Деятельность первого русского академика, ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова.

Развитие изобретательской деятельности (изобретатели-самоучки И.П. Кулибин, И.И. Ползунов)

Общественно-политическая мысль

Просветительские идеи (Н.И. Новиков).

Консервативно-дворянские взгляды (М.М. Щербатов).

Революционные настроения (А.Н. Радищев)

В 1764 г. недалеко от Петербурга, в дер. Смольной по инициативе Екатерины II открылся Институт благородных девиц, ставший первым учебным заведением для женщин.

Наиболее значимым событием в сфере образования стало основание в 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова Московского университета. В стране постепенно складывается четкая организационная структура народного просвещения. В 1786 г. согласно Уставу народных училищ в каждом губернском городе учреждались главные народные училища с четырехклассным обучением, в уездных городах – малые двухклассные народные училища. Впервые стали вводиться единые учебные планы, предметное преподавание. Для подготовки учительских кадров в 1799 г. при Московском университете была образована учительская семинария.

Распространение просвещения было тесно связано с развитием науки.

Выдающимся ученым-энциклопедистом, первым русским академиком стал М.В. Ломоносов (1711 –1765). Он одинаково успешно работал как в гуманитарной сфере, так и в области естествознания. Им написаны "Российская грамматика", работы по стихосложению ("Письмо о правилах российского стихотворства", "Риторика"), "Древняя российская история". Научные открытия сделаны Ломоносовым в геологии, минералогии, химии, физике. Именно он возродил утраченное в период монгольского нашествия искусство мозаики.

Расцвет технической мысли связан с именами великих русских изобретателей-самоучек И.И. Ползунова и И.П. Кулибина.

И.И. Ползунов (1728–1766) стал изобретателем универсальной паровой машины. Причем сделал это на 20 лет раньше, чем Дж. Уатт.

И.П. Кулибин (1735–1818) долгие годы (до 1801 г.) руководил механической мастерской Академии наук, и его творческие интересы распространялись на различные отрасли техники. До нашего времени сохранились знаменитые часы с автоматическим устройством в форме яйца. В 1776 г. он разработал проект одноарочного деревянного моста через Неву с пролетом в 298 м. Осуществить данный проект не удалось. И.П. Кулибин вел также работу по созданию прожектора, лифта, протезов для инвалидов и т.д.

Но, как часто это бывает в России, большинство изобретений не получило применения и было забыто, а сами изобретатели умерли в нищете.

Общественно-политическая мысль. Представителем просветительской мысли в России был Н.И. Новиков (1744–1818), крупный издатель, выпускавший сатирические журналы "Трутень" и "Живописец". Он критиковал пороки, порожденные феодально-крепостнической системой, вступал в полемику с самой Екатериной II. Будучи членом масонской ложи, он тайно издавал их книги и пытался через близких ему масонов влиять на политику страны. В 1792 г. Н.И. Новикова арестовали, а его журнально-книжное дело было подвергнуто разорению.

Идеологом дворянства, сторонником монархии и сохранения крепостного права был талантливый публицист и историк Михаил Михайлович Щербатов (1733–1790). Однако Екатерину II он обвинял в деспотизме и безнравственности и достаточно жестко критиковал ее деятельность. Его памфлет "О повреждении нравов в России" впервые был опубликован только в 1858 г. Герценом и использован для подрыва авторитета самодержавия.

Особое место в истории общественно-политической мысли занимает Александр Николаевич Радищев (1749–1802), который в главном своем произведении "Путешествие из Петербурга в Москву" не только подверг критике феодально-крепостническую систему страны, но и высказался за ее ликвидацию революционным путем. И хотя его взгляды не встретили сочувствия у современников, идеи и личность А.Н. Радищева были весьма почитаемы многими поколениями отечественных революционеров.