Кто и чем занимается в ходе управленческой деятельности?

Президент компании осуществляет общее руководство внутренними и внешними связями предприятия.

Вице-президент по вопросам организации и управления подчиняется президенту и организует планирование и контроль над финансовой деятельностью, осуществляет перспективное планирование, рассматривает организационную структуру подразделений и рекомендует кадры дня них.

Вице-президент по административно-организационному планированию анализирует структуру организации компании. Ведет НИОКР по управлению и планированию, рекомендует политику компании в сфере организации.

Директор по финансовому планированию и контролю разрабатывает процедуру составления финансового плана, готовит бюджет головного предприятия и заведует его выполнением, анализирует финансовую деятельность отделов и служб.

Директор групп по службам управления анализирует деятельность отделов и контроль прибыли и активов, рекомендует структуру компании, кадры для отделов, обеспечивает связь и помощь различным подразделениям фирмы.

Главные управляющие отделов и служб несут ответственность за проектирование продукта, его производство и сбыт, прибыль и убытки, осуществляют полный контроль над работой персонала.

Управляющие низшего звена организуют и контролируют работу на своих участках.

Организационную деятельность осуществляет руководитель любого ранга. Однако не каждый из них выполняет эту работу достаточно эффективно. Главное для любого руководителя - это научиться выявлять, выстраивать и проверять на практике те методы организации, которые соответствуют поставленным задачам и целям коллектива.

Один из принципов организационной деятельности - централизация управления при одновременной передаче на максимально низкий уровень структурной иерархии полномочий и ответственности по принятию оперативных решений. Данный принцип говорит о рациональном соотношении централизации и демократизации, которые имеют свои плюсы и минусы.

Рис. 4.1. Виды полномочий

Плюсы централизации:

o организация существует как целое, при этом отдельные части подчиняются целому;

o успешная координация;

o эффект специализации;

o минимальные затраты на процедуру принятия решений;

o унификация и стандартизация документооборота.

В то же время у демократизации также имеются свои плюсы, так как демократизация:

o приближает решение к исполнителям;

o усиливает мотивацию и создает рабочий настрой;

o рождает готовность к сотрудничеству;

o противодействует бюрократии;

o усиливает ответственность.

Иногда говорят об организации в более узком смысле - в смысле организации производства. В этом случае можно сказать, что организация производства - это комплекс мер по эффективному сочетанию трудовых процессов с материальными и нематериальными факторами производства.

Организационная деятельность: теория и практика советского периода

Русский тектолог Λ. Д. Богданов процесс организации рассматривал как процесс организации идей, труда и средств производства.

Одним из пламенных пропагандистов и борцов за научную организацию труда в нашей стране был Платон Михайлович Керженцев, который долгое время возглавлял широко известную в стране "Лигу Время", преобразованную затем в "Лигу НОТ".

В январе 1921 г. в Москве была проведена первая Всероссийская конференция по вопросам НОТ. Среди авторов того времени большой популярностью пользовались труды Λ. К. Гастева, который возглавлял тогда Центральный институт труда (ЦИТ) при ВЦСПС. Он стремился создать индустриальную педагогику, способную покончить с психологией ремесленничества. В основе педагогической доктрины Гастева лежит идея "социального инженеризма", построенного на изучении человека в трудовом процессе и тенденций развития производства, применении психофизиологических и других исследований. Она воплотилась в "установочном методе ЦИ'Га", который Гастев рассматривал как основу реформы всей системы обучения и воспитания, общепедагогический метод формирования человеческих способностей. Под руководством Гастева на десятках предприятий внедрялись инновационные методы организации труда и производства, по методикам ЦИТа подготовлено более 500 тыс. квалифицированных рабочих, тысячи консультантов по управлению. В основе идей и деятельности Гастева лежала идея алгоритмизации и программирования обучения и воспитания.

Организаторским способностям всегда уделялось значительное внимание. Умение точно учесть все обстоятельства дела, распределить работников по их способностям, точно выбрать время для решения задачи - зачастую являются качествами руководителя, которым трудно научить. Эти качества формируются вместе с характером человека. Таких людей привлекали в организационные подразделения предприятий и учреждения аппарата управления. Они, как правило, хорошо знали кадровый состав управления и возможные резервы его развития.

Макс Вебер, разрабатывая вопросы организации в различных системах, в том числе в коммерческих и некоммерческих, предложил нормативную модель рациональной бюрократии. Главными понятиями организации как функции управления он определил: рациональность, ответственность и иерархичность. Требования, предъявляемые им к организации, включают следующие:

1. Четкое разделение труда, использование на каждой должности квалифицированных специалистов.

2. Иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим.

3. Наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей.

4. Дух формальной обезличенности, характерной для выполнения официальными лицами своих обязанностей.

5. Осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности, а не с субъективными оценками.

И. Ансофф выделил два подхода к формированию организационного управления. Первый из них - структурный подход, при котором основное внимание уделяется внутреннему строению, разделению функций и рационализации управления. Второй, динамический, сосредоточивается на анализе связей фирмы с внешней средой и с источниками ресурсов.