Крупногабаритные и тяжеловесные грузы

Если размеры или вес неделимого грузового места таковы, что для его транспортировки, погрузки или выгрузки требуется особая технология и (или) оборудование, то такие грузы относят к КТГ — крупногабаритным или тяжеловесным (outsized/'overweight cargo). К числу наиболее распространенных грузов класса КТГ относятся тяжелая дорожно-строительная и сельскохозяйственная техника, грузовые автомобили, буровые установки, тяжелые станки, трубопрокатные станы, бетонные заводы, котельное оборудование, генераторы, трансформаторы, емкости для химической и нефтеперерабатывающей промышленности и т.п.

Трактовка понятий "крупногабаритный груз" и "тяжеловесный груз" на разных видах транспорта различна (табл. 4.3). В зависимости от степени превышения принятых на каждом виде транспорта стандартных габаритных и весовых ограничений организация доставки КТГ может потребовать либо относительно простых технологических решений (разработка специальной тары, особое размещение и крепление груза, использование специализированного транспортного средства), либо разработки комплексного проекта доставки КТГ.

Таблица 4.3. Определения понятий "крупногабаритный груз" и "тяжеловесный груз" на различных видах транспорта (Российская Федерация)

Вид транспорта

Крупногабаритный груз

Тяжеловесный груз

Железнодорожный

Груз считается негабаритным, если при размещении на открытом подвижном составе он превышает установленный габарит погрузки

Груз единичной массой более 60 т

Морской

Габаритные ограничения связаны с характеристиками используемого в конкретном случае судна, в частности с размерами его грузовых люков

Грузовые места массой от 35 до 100 т относятся к тяжеловесным, а массой более 100 т — к уникальным тяжеловесным грузам

Внутренний водный

Крупногабаритными считаются грузы с размерами более 3x2,6x2,1 м

Тяжеловесными считаются грузы единичной массой свыше 1 т

Автомобильный

Если любой из габаритов автотранспортного средства вместе с грузом превышает установленное значение, груз считается крупногабаритным

Если полная масса или осевая нагрузка автотранспортного средства вместе с грузом превышает установленные значения, груз считается тяжеловесным

Воздушный

Размеры грузового места превышают габаритные размеры загрузочных люков и грузовых отсеков пассажирских воздушных судов

Масса одного грузового места превышает 80 кг

Перевозка КТГ в большинстве случаев выполняется с применением различных видов транспорта (рис. 4.4).

В случае проектной перевозки КТГ компания-оператор обычно предлагает клиенту весь комплекс логистических услуг, обеспечивающий доставку "от двери до двери". Такой комплекс включает общее планирование перевозки, выбор необходимого подвижного состава и средств погрузки-выгрузки, разработку схем погрузки и крепления КТГ, изучение маршрута и разработку проекта перевозки, получение всех необходимых разрешений и согласований, организацию необходимых инженерно-технических мероприятий на маршруте (усиление мостов, расширение участков дорог, подъем проводов, демонтаж дорожных знаков, сооружение специальных причалов и т.п.). Оператор обеспечивает также подачу транспортных средств под погрузку, контроль погрузки и крепления, а также сопровождение КТГ на всем пути следования.

Рис. 4.4. Перевозка крупногабаритного тяжеловесного груза:

автомобильный многоосный транспортер, па котором перевозится КТГ, размещается на борту речного судна

Опасные грузы

Опасные грузы (dangerous goods, hazardous cargo) — это любые вещества, материалы, изделия или отходы, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.

Доля опасных грузов в мировом грузообороте в настоящее время достигает, согласно данным ООН, почти 50%. В основном это нефть и продукты ее переработки. К опасным грузам относятся также взрывчатые, легковоспламеняющиеся, токсичные, коррозионные, радиоактивные и другие вещества. Ужесточение экологических требований и появление на рынке все новых веществ, обладающих опасными свойствами, влечет за собой постоянное расширение номенклатуры опасных грузов.

Проблема обеспечения безопасности при транспортировке опасных грузов носит глобальный характер и решается на международном уровне. Нормативные правовые акты, регламентирующие перевозки опасных грузов, разрабатываются исходя из принципов международного одобрения соответствующих норм, их гармонизации с действующими международными соглашениями, экономической целесообразности устанавливаемых требований, нейтральности в отношении участников рынка, а также возможности применения на различных видах транспорта.

Методической основой для разработки соответствующих международных соглашений и национальных нормативных правовых актов является так называемая Оранжевая книга ООН — сборник типовых правил перевозки опасных грузов, разработанный Комитетом экспертов по перевозке опасных грузов Экономического и Социального Совета ООН. Этот документ устанавливает классификацию опасных грузов и их перечень, общие положения по обеспечению безопасности, требования к подготовке персонала и ряд других положений.

Нормы "Оранжевой книги" применительно к отдельным видам транспорта конкретизируются в соответствующих международных соглашениях и в национальном законодательстве. Так, правила международных перевозок опасных грузов автомобильным транспортом устанавливаются Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов — ДОПОГ/АЭК (Женева, 30 сентября 1957 г.); автомобильные перевозки опасных грузов внутри России регламентируются соответствующими правилами, утверждаемыми Министерством транспорта РФ.

Все опасные вещества, подпадающие под действие правил ООН, относятся к одному из девяти классов в зависимости от вида опасности. Некоторые из этих классов подразделяются, в свою очередь, на подклассы (табл. 4.4). Каждое из веществ, относящихся к категории опасных грузов, имеет единое международное название и уникальный четырехзначный номер.

Таблица 4.4. Классы опасных грузов в соответствии с типовыми правилами ООН

Класс

Опасные грузы

1

Взрывчатые вещества и изделия

2

Газы

3

Легковоспламеняющиеся жидкости

4

4.1. Легковоспламеняющиеся твердые вещества, твердые взрывчатые вещества

4.2. Вещества, способные к самовозгоранию

4.3. Вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой

5

5.1. Окисляющие вещества

5.2. Органические пероксиды

6

6.1. Токсичные вещества

6.2. Инфекционные вещества

7

Радиоактивные материалы

8

Коррозионные вещества

9

Прочие опасные вещества и изделия

Правилами перевозки опасных грузов предусмотрена обязательная их маркировка с указанием классов опасности и включение соответствующей информации в транспортные документы. Это делается для того, чтобы все лица, которые в процессе транспортировки могут так или иначе иметь дело с опасными грузами, были уведомлены об их потенциальной опасности. Установленные на автомобилях, железнодорожных вагонах и контейнерах, в которых перевозятся опасные грузы, специальные знаки опасности в случае аварии позволяют сотрудникам аварийно-спасательных служб, обученным использованию кодированной информации, быстро и с большого расстояния определить виды и степень опасности груза и принять необходимые меры (рис. 4.5).

Перевозки опасных грузов являются специфическим видом транспортной деятельности. Их осуществление предполагает использование специально оборудованных транспортных средств, а также знание персоналом компании-оператора классификации опасных грузов, мер предосторожности при их хранении, погрузке и выгрузке, перевозке, требований к маркировке грузов, правил поведения при авариях и происшествиях. В развитых странах перевозки опасных грузов требуют получения специальной лицензии.

Рис. 4.5. Знаки опасности на автоцистерне, перевозящей опасный груз:

спереди и сзади автотранспортного средства устанавливаются таблички оранжевого цвета с указанием идентификационного номера опасности (33 — весьма легковоспламеняющаяся жидкость с температурой вспышки ниже 21 °С) и номера опасного вещества по классификации ООН (1203 — бензин). На цистерну, которая является внешней тарой, наносятся знаки опасности, соответствующие классу опасного груза (класс 3 — легковоспламеняющиеся жидкости), которые должны быть видны при любом транспортном положении цистерны