Крупное производство и малый бизнес

Естественным результатом хозяйственной интеграции является крупное производство. Причём в принципе укрупнение производства – закономерный и прогрессивный процесс (рис. 4.6). Оно ускоряет ΗΤП и даёт экономию затрат [благодаря крупномасштабности выпуска массовой стандартной продукции – так называемый эффект масштаба, сокращающий (в расчёте на единицу продукта) расходы на производство, транспорт, управление, сбыт, рекламу и пр.]; увеличивает возможность специализации; повышает эффективность использования мощного оборудования (подъёмных кранов, гигантских прессов, комбайнов); уменьшает хозяйственный риск. Недаром на рубеже XX–XXI веков тенденция к слиянию компаний в передовых странах значительно возросла.

Рис. 4.6. Основные преимущества крупного производства

Однако укрупнение предприятий эффективно лишь до определённого предела, за которым производство становится громоздким, негибким, трудноуправляемым и экономически нецелесообразным, так как начинают возрастать средние издержки фирм.

Кроме того, экономике нужен и малый бизнес – индивидуальные, семейные, небольшие кооперативные предприятия. Среди них особое, почётное место занимают фермерские хозяйства (от лат .firmus – крепкий, прочный). Они на деле и каждый день претворяют в жизнь известную формулу Уйльяма Пе́тти "труд есть отец и активный принцип богатства, а земля – его мать" (10-1,432).

Понятно, что крестьяне проигрывают мощным агропромышленным комплексам (АПК) в эффективности. Они, кроме того, страдают от хронического и растущего диспаритета цен[1] на промышленную и земледельческую продукцию. Многие разоряются, но их места занимают новые смельчаки.

Зато (Ni) фермерские хозяйства органичнее и "духовнее" для человека-производителя, ближе к земле. Они экологичнее, теплее, семейнее, воспитательнее; в них больше трудолюбия и работы с душой; наконец, именно там наиболее надёжно хранятся самобытные традиции народа. "Хлебопашцы, что ноги у государства, – ещё в XVIII веке отмечал Монн кретьен, – они поднимают и несут всю тяжесть его тела" (5-37).

Вот почему в "мудрых" странах (Великобритании, Финляндии, США и др.) государства оказывают крестьянам безвозмездную финансовую помощь (субсидиями), не допуская их поголовного разорения или поглощения АПК.

В своё время Ленин пренебрежительно отзывался о представителях малого бизнеса как об обречённых на гибель "мелких хозяйчиках", которые только "развращают пролетариат" и "не могут быть двигателями нового" (23- 41,27; 38,133). Но "хозяйчики" оказались важными и полезными элементами для растущих систем.

Подсчитано, что сегодня в развиты́х странах примерно на каждые 30 человек приходится одно малое предприятие. И это не случайно, поскольку у таких предприятий есть важные преимущества: высокая степень специализации производства и эффективного межфирменного кооперирования, больше возможностей работы по индивидуальным заказам; бо́льшая гибкость и быстрота реакции на новые идеи и вызовы рынка, бо́льшая устойчивость в кризисных ситуациях; меньшая заорганизованность и регламентация труда, шире поле для проявления личной инициативы, творчества, разумного риска; более благоприятный психологический климат и больший демократизм в трудовом коллективе. Наконец, малый и средний бизнес – это бескрайняя "целина" для предпринимательской активности, мощный резерв для увеличения занятости и, как говорит Егор Гайдар, "главный "инкубатор" среднего класса" (13-211).

Изобретательность предприимчивых людей неистощима. Так, па Западе сегодня распространяются своеобразные кооперативы взаимопомощи, участники которых обмениваются друг с другом своими профессиональными услугами (скажем, электрик оборудует бухгалтеру дом, бухгалтер ведёт расчёты для адвоката, адвокат защищает интересы электрика в суде и т.п.)

В России благотворность предприятий малого бизнеса уже подтверждает опыт Ижевска, Самары, Москвы и др. Но по стране в целом малых предприятий явно недостаточно: всего лишь 6 в расчёте на одну тысячу жителей (для сравнения: во Франции – 35, а в США – 74). Подсчитано, что в оптимуме такие предприятия должны давать до 20% ВВП (валово́го внутреннего продукта), до 50% доходов в бюджет и до 70% всех рабочих мест.

Для достижения этого малый бизнес нуждается в благоприятных условиях, а их у нас в России но крайней мере в 1990-х годах не было: государство душило предпринимателей налогами, чиновничьим рэкетом[2], чрезмерными регламентациями и контролем, к тому же мало поддерживая в правовом и финансовом отношениях. Здесь более чем уместно прислушаться к дельному совету Ро́занова и "начать помогать тому, кто "везёт воз" (33-276).

Таким образом, современная экономика, словно огромный театральный зал, "многоярусиа": в парте́ре расположились крупные предприятия, а в бенуа́ре, бельэта́же и ярусах – океан средних и малых бизнесов. И для всех находятся свои хозяйственные ниши.

К примеру, большой бизнес эффективен в массовом производстве и во внедрении новых продуктов, технологий; малый – в выпуске мелких серий продукции, в сфере услуг, а также в разработке новых, экономически небезопасных проектов, где важно, чтобы "первую борозду" прокладывали минимальные по размерам, гибкие бизнесы [подобный "первопроходческий" капитал называют "риско́вым" или ве́нчурным (от англ, venture – рискованное предприятие)].

Сегодня большие и малые фирмы не только конкурируют или просто "сосуществуют", но и тесно сотрудничают. Скажем, небольшие компании часто изготавливают и поставляют крупным фирмам отдельные узлы и детали будущих изделий.

В других случаях используется система франчайза, или франчайзинг (от англ, franchise – право, привилегия). Фра́нчайз – это догово́рная система, при которой крупная компания (франча́йзер) предоставляет небольшим фирмам (операторам, или франчайзи́) право реализации своей продукции от её имени. Так действует, например, сеть предприятий стандартизированного питания под всемирно известной маркой "Макдоналдс" (англ. McDonald's).

При этом франча́йзер оказывает фирме-оператору консультационную, ма́ркетинговую, техническую и другую помощь, одновре́менно осуществляя контроль за её работой. А франчайза́ выплачивает своему покровителю роялти[3] и стоимость дополнительных услуг, отвечая за качество продукта и поддерживая репутацию общей торговой марки.

От сотрудничества в выигрыше все. Для франча́йзера – это расширение сбыта, экономия капитала, снижение риска. Для франчайзи́ – возможность бизнеса под авторитетной маркой и экономия расходов (на ма́ркетинге, рекламе, на раскрутке бизнеса). Для общества выгода в том, что становится больше рабочих мест, расширяется предложение товаров и услуг, повышается гибкость реакции производства на запросы рынка.

Таким образом, фра́нчайз – это эффективная система подключения всё новых и новых точечных бизнесов к целой предпринимательской се́ти уже работающего и хорошо отлаженного большого бизнеса.