Заключение

Итак, мы завершили изучение курса "История зарубежной журналистики". Какой бы период ее развития мы ни рассматривали, всегда во главе движения за преобразование форм и методов распространения информации стояли неравнодушные, творческие личности, способные к новаторским поискам и свершениям. Мы отдаем дань уважения всем, кто участвовал в создании шедевров устной коммуникации, кто развивал риторику и историографию, создавал рукописную журналистику. В нашей памяти будут имена пламенных публицистов и журналистов-практиков, организаторов средств массовой информации разных стран и народов.

В процессе возникновения и развития системы распространения информации в Древнем мире важнейшей была устная коммуникация. Использовались и другие каналы распространения информации: памятные камни, собрания граждан и т.д. В становления журналистики как профессии важную роль сыграли риторика и историография. На их базе основывалось в дальнейшем публицистическое мастерство многих авторов. С появления письменности начинается отсчет эры хранения и распространения письменной информации. Возникла рукописная журналистика, бурный расцвет которой приходится на эпоху Юлия Цезаря. Отход от выпуска и распространения рукописных газет на длительное время был вызван не только нашествиями варваров, но и достаточно надежной системой устных коммуникаций.

В развитии публицистики наряду с риторикой важную роль сыграли раннехристианские проповеди, значение которых выходит далеко за пределы распространения религиозных воззрений. Монастырские хронологии, рукописная журналистика развивалась неравномерно, причем наиболее интенсивное ее функционирование связано с развитием торговли и ремесел, усложнением политической жизни общества. Появление почты позволило наладить повсеместное распространение новостей. Но даже после изобретения печатного станка и появления первых печатных изданий роль рукописной журналистики не снизилась. Необходимость в распространении информации была присуща всем народам мира.

Развитие журналистики в XIX в. проходило под идейным влиянием Великой французской революции. Практически все страны Европы и США ощутили на себе ее действие. Большую роль в развитии революции во Франции сыграли публицисты, звавшие народ па борьбу с монархией. Революционный подъем во Франции привел к увеличению числа наименований газет и журналов в стране, росту их тиражей. Но путь к свободе печати был долог и тернист. Наполеоновские войны и его позиция в отношении газет, многочисленные репрессивные законы как периода Первой империи, так и последующих лет показали, что ослаблять накал борьбы за права человека нельзя, в том числе за свободу печати. Немецкая журналистика решала две взаимосвязанные задачи: объединения страны и ликвидации феодально-монархического уклада. Призыв к борьбе с наполеоновскими захватчиками стал уделом лишь немногих немецких газет. Главными достижениями революции 1848 г. были отказ от цензуры и провозглашение основных прав граждан в качестве приоритетных. В то же время антидемократическое объединение Германии стало возможным во многом благодаря поддержке Бисмарка прессой. В Англии, так же как и во всей Европе, ширилось движение за демократические преобразования, однако развитие прессы сдерживалось стремлением властей не допустить широкого распространения газет и пропагандируемых ими идей. "Налоги на знание" решали в том числе и эту задачу. Вместе с тем прогрессивные взгляды находили свое место на страницах английских газет.

Молодая журналистика США, сыгравшая колоссальную роль в освобождении страны от колониального ига, вступила на путь независимого развития. Американские газеты в течение длительного времени, включая первые десятилетия XIX в., в большой степени зависели от политических и государственных деятелей, партий и организаций, особенно в финансово-экономическом отношении. Америка искала пути дальнейшего развития. Важную роль в этом процессе играла печать.

Трансформация газетной прессы в странах Европы и США шла параллельными курсами, причем свою роль в этом процессе сыграли социально-политические, технико-технологические и экономические факторы. Успеху "коммерческой революции" способствовало также появление первых информационных агентств, которые уже в то время делили между собой сферы влияния. Превращение СМИ в прибыльные капиталистические предприятия, безусловно, имело особенности в Англии, Франции, Германии, США и других странах. Шла переориентация изданий по способу поступления денежных средств. Если раньше газеты зависели от политических лидеров и предпринимателей, жертвовавших деньги на редакционно-издательские расходы, то теперь они получили финансовую независимость, поскольку главным источником доходов стали поступления от рекламы. Это требовало больших распространяемых тиражей и, естественно, изменения содержания и оформления. Помимо массовой прессы в этот период появились качественные газеты, которые также нашли свою нишу.

Последняя треть XIX в. стала эпохой создания массовых партийных газет и журналов. Поскольку произошла резкая дифференциация интересов населения, классы и социальные группы стали создавать как авангард свои партии, нуждавшиеся в центральных органах и теоретических изданиях. Судьбы буржуазии и пролетариата разошлись, что выразилось в возникновении социалистических и рабочих партий. На рубеже XIX—XX вв. в странах Европы и в США резко усилилась политизация прессы. Росло число политических партий. Некоторые из них существовали как клубы или движения, что было вызвано внутриполитическими условиями. Наиболее ярким проявлением причастности журналистики к решению острых общественных проблем стал прогрсссивизм в Соединенных Штатах Америки. Он не был сформировавшимся общественно-политическим движением: в его рядах состояли макрекеры, сторонники реформ, борцы против коррупции и всесилия монополий, сторонники социализма, новаторы и многие другие.

В годы двух мировых войн и в период межвоенного двадцатилетия зарубежная журналистика продолжила развитие в направлении, заложенном в предыдущие периоды. Вместе с тем появились и заметные новшества как организационного, так и технического плана. Прежде всего, во всех воюющих странах была введена цензура как печати, так и почтовых сообщений. Возникли государственные органы управления распространением информации. Уже в годы Первой мировой войны свою действенность продемонстрировало радиовещание. Во Второй мировой войне наработки предыдущего столкновения мировых держав были использованы и дополнены новыми подходами. В Германии тотальная пропаганда исказила саму суть журналистики.

В межвоенный период печатная журналистика обогатилась рядом принципиально новых изданий: журналами новостей, дайджестами и т.п.

Разработки принципов телевещания, осуществленные в межвоенный период, легли в основу развития телевидения послевоенных лет. Радиовещание, а затем и телевещание изменили быт людей и создали новую реальность в сфере массовых коммуникаций. Как ни странно, внедрение этих новшеств первоначально не привело к сокращению тиражей газет и журналов. Более того, рассматривая радио- и телевещание как развлечение, газеты некоторое время даже публиковали целые колонки стенографических записей передач. И так продолжалось вплоть до массового распространения персональных компьютеров и появления Интернета. Радио, телевидение, компьютерные сети вошли в жизнь людей и сейчас считаются чем-то само собой разумеющимся. Но для того, чтобы эти творения человеческого гения вошли в наш быт, потребовались годы поисков решений трудных задач и напряженного человеческого труда.

В целом зарубежная журналистика во второй половине XX в. была вовлечена в конфронтацию холодной войны, когда противоборствующие стороны использовали в идеологической борьбе и психологических операциях опыт, приобретенный во время мировых войн. Оформилось разделение на "черную", "серую" и "белую" пропаганду, эффективность которой возрастала по мере концентрации и монополизации СМИ.

После распада Советского Союза и всего социалистического лагеря журналистика стран Центральной и Восточной Европы прошла сложный путь трансформации в связи с изменившимися социально-политическими и экономическими условиями. Каждое из "новых" государств проделало этот путь по-своему, хотя существовали и общие черты трансформации — разгосударствление, коммерциализация, возникновение новых способов управления информационными потоками и т.д.

Мир един и в то же время многообразен. Параллельно с глобальными процессами в журналистике протекают и другие процессы, связанные с национальными особенностями стран и регионов. Глобализация, локализация, возрождение национального самосознания и остатки проявлений информационного империализма — все эти и многие другие черты характеризуют развивающуюся зарубежную журналистику.

История, в том числе зарубежной журналистики, пишется сегодня. Наш бурный, стремительный век рождает новые средства массовой информации и коммуникации и, как следствие, новые направления практической работы журналистов. Но все это — предмет другого курса, называемого "Современной зарубежной журналистикой".