Кризис современного детства

Анализ истории становления современного детства показывает, что в ней были как стабильные, так и кризисные периоды - кризисы самого детства. Для таких кризисов характерен разрыв между жизнью взрослых и детей и, как следствие этого, потеря связи и посредников между настоящим и будущим детей, между сегодняшним и завтрашним днем. В результате обессмысливается идеальная форма будущего - идея, организующая деятельность детей. Эта деятельность перестает быть ведущей - расслаивается и размывается, поскольку становится неясным, куда вести детей.

Детские психологи и педагоги полагают, что современный этап истории детства - этап критический. Происходит своеобразная инволюция к предистории детства, когда дети, по мнению М. Мид, не находят в жизни взрослых таких образцов, которые вызывали бы у них восхищение и желание подражать им. Но, с другой стороны, культурное оформление дошкольного детства не может быть сведено к обучению тому, что умеет делать общество взрослых (даже чтению, письму, счету). Это также было бы возвращением к предыстории, когда детей учили именно тому, что умеет делать взрослый.

Есть ряд объяснений кризисных явлений в дошкольном детстве; обозначим их смысловое ОГЛАВЛЕНИЕ.

1. Современные дети мало играют. Д. Б. Эльконин писал: "С сожалением приходится констатировать, что в практике дошкольного воспитания игра не занимает подобающего ей по значению места. В детских садах дети играют мало".

Неиспользованные резервы игровой деятельности как ведущей деятельности в дошкольном возрасте приводят к ограничению в развитии детей.

2. Из ролевых игр исчезает творческий порыв, импровизация. Дошкольные педагоги и психологи отмечают, что детские игры становятся шаблонными, приобретают черты "заорганизованности", так как строятся взрослыми. Это также достаточно веская причина. По общественной природе и функциям ролевая игра была и остается мощным средством социализации детей и в этом смысле должна быть инициирована взрослыми. Следовательно, проблема заключается в организации игровой деятельности, в психологически обоснованном распределении позиций взрослого и ребенка в игре.

3. Более глубокую причину снижения развивающих возможностей игры выделяет В. Т. Кудрявцев. Он указывает на необходимость выявления уникальной и самобытной функции детства в социокультурных процессах, представление детства в качестве производящего начала человеческой истории. С этой точки зрения "развитие ребенка должно рассматриваться как особая форма культурного творчества, как механизм, который реализует равным образом и преемственность, и поступательность в историческом развитии культуры". По мнению ученого, в дошкольном образовании отдается предпочтение процессам социализации детей, освоения ими культурного наследия; культуросозидательный потенциал детства фактически игнорируется и не востребуется сообществом взрослых.

Культуротворческая функция детства состоит в формировании у подрастающих поколений исторически новых универсальных способностей, новых форм деятельностного отношения к миру, новых образов культуры по мере освоения креативного (творческого) потенциала человечества. Этим современное детство отличается от исторически более ранних форм детства. Значительная роль в реализации этой функции принадлежит именно дошкольному детству. "Итак, ведущий критерий развитого детства, - пишет В. Т. Кудрявцев, - наличие культуротворческой функции. В процессе своего духовного развития ребенок творчески осваивает не только исторически сложившиеся, но и исторически складывающиеся формы человеческой ментальности. Более того, он специфическим образом участвует в их формировании".

Данная фиксация ставит перед психологией и педагогикой задачу определения целевых ориентиров дошкольного образования, построения нормативной модели развития в детском возрасте, разработки модели образовательного процесса и адекватных образовательных программ, обеспечивающих полноценное развитие детей на данной ступени и нормальный переход к следующему этапу развития - отрочеству, культурной формой которого является начальное школьное образование.