Лекция 10. КРИЗИС ЕВРОЦЕНТРИСТСКОГО МИРА

К началу XX в. завершился начавшийся еще в эпоху Великих географических открытий процесс объединения и освоения мирового пространства, заселенного человеком, т.е. ойкумены. В результате евроцентристский мир, достигнув в начале века своего апогея, к исходу века пришел к естественному завершению. Вся ойкумена превратилась как бы в закрытую, завершенную и взаимосвязанную целостность, или единую систему, отдельные составляющие которой могут быть поняты лишь в их теснейшей взаимосвязи друг с другом. Можно говорить о конце евроцентристского мира, кризисе западной рационалистической цивилизации. Эти трансформации дают основание говорить о смене эпох, завершении одного исторического периода и вступлении современного мира в качественно новую фазу своего развития. Соответственно, подвергается коренному переосмыслению и переоценке господствующая общественно-политическая парадигма.

Понятие парадигмы

Любое человеческое сообщество, любая цивилизация или крупная держава, показавшая свою пригодность к истории, основывается на особом, присущем только ей идеале или центральной, осевой идее. Любые идеи, будь то истинные или ложные, овладевают массами в соответствующей, благоприятствующей им историко-культурной, социальной и духовно-нравственной сфере. Когда идеал или идея подвергаются эрозии или подрываются, сообщество, цивилизация, держава обречены на исчезновение либо радикальную трансформацию. Опыт истории свидетельствует, что как только начинают подтачиваться духовный и культурный стержни — основополагающие скрепы цивилизации, можно говорить о начале ее заката.

Социальные рамки любого сообщества людей, будь то национальное государство, религиозная деноминация, профсоюз, университет или что-либо другое, подпадающее под данную категорию, обеспечивают нас средствами для удовлетворения материальных потребностей и гарантируют личную безопасность и т.д. В то же время они определяют конкретный образ жизни, устанавливают морально-этические нормы, обычаи, формы и стереотипы поведения и т.д. При всей множественности последних люди, живущие в едином социокультурном и политико-культурном пространстве, нуждаются в некоем комплексе общих для всех ценностей, норм, установок и т.д., которые в совокупности обеспечивают modus vivendi всех членов общества.

Этот комплекс, определяющий ОГЛАВЛЕНИЕ и направленность общественного сознания и общественно-политической мысли, называют парадигмой. Под парадигмой понимается не та или иная социально-философская или иная теория или течение мысли. Это фундаментальная картина социального универсума, включающая комплекс основополагающих представлений об обществе и индивиде, гражданском обществе и государстве, сакральном и мирском и т.д. Данный комплекс составляет своеобразный субстрат важнейших концепций, теорий, течений данного исторического периода.

Формируясь и существуя в системе реальных общественных отношений, парадигма приобретает в определенной степени функции своего рода регулятора и координатора деятельности людей. Именно через нее человек оценивает свое место в мире и обществе. Как показывает исторический опыт, эпоха, когда та или иная парадигма со своими социально-философскими и идейно-политическими конструкциями занимала господствующие позиции, рано или поздно приходила к концу, открывая путь новой парадигме.

Причем процесс формирования и эволюции парадигмы характеризуется смещением и параллельным существованием ценностей, идеалов, норм противоборствующих и конфликтующих мировоззренческих и идеологических течений. Особенно наглядно это проявляется в переходные периоды. С одной стороны, происходят фундаментальные изменения в трактовке человеком окружающей природной и социальной действительности, своего места в мире и обществе. С другой стороны, традиционные, некогда общепринятые ценности и идеалы еще не сдали своих позиций, не потеряли привлекательности в глазах многих людей.

Но как бы то ни было, смена парадигм имеет в своем основании пересмотр всех ценностей, норм и установок, всей системы миропонимания (Weltanschauung) людей. Иначе говоря, суть появления, трансформации и исчезновения человеческих сообществ или цивилизаций выражается в ницшеанской формуле, звучащей как "переоценка всех ценностей".

Великая трансформация, приведшая к формированию капиталистической системы и ее приходу на смену феодализму, имела своим следствием возникновение и утверждение новой системы миропонимания, которая перевернула все представления о человеке, обществе, государстве, об их сущности и взаимоотношениях. Как представляется, в наши дни современный мир также переживает аналогичный период смены парадигмы или "переоценки всех ценностей".

С данной точки зрения интерес представляет анализ тех факторов и принципов, которые лежат в основе подобных трансформаций.