Кризисные ситуации и их последствия

Кризисное состояние отраслей экономики характеризуется: высокими затратами на работы и услуги; неудовлетворенностью финансовым положением; дотационностью отраслей; неразвитостью конкурентной среды; высокой степенью износа основных фондов; неэффективной работой предприятий; большими потерями энерго-, водо- и других ресурсов; незначительными экономическими стимулами снижения издержек на производство жилищно-коммунальных услуг.

Аудитору следует знать, что кризисы или события, которые порождают кризисные ситуации на предприятиях и организациях, и их последствия обусловлены следующими основными причинами.

1. Снижение финансовых результатов. Предприятия и организации сталкиваются с кризисами, когда результаты их деятельности не соответствуют ожиданиям сотрудников, акционеров, собственников, государственных и муниципальных органов.

2. Увольнения сотрудников, сокращения. Почти каждое увольнение, прием на работу, сокращение влияют на ожидания работников, снижают степень их лояльности и порождают чувство неопределенности в отношении будущего. Основная причина текучести – недовольство работников своим положением.

3. Низкий моральный дух персонала. Снижение морального духа происходит из-за чрезмерной рабочей нагрузки сотрудников, ненадлежащего обращения с ними, сложными отношениями с окружающими, недостатком или бессистемностью жизненно важной информации, неэффективным управлением предприятием.

4. Корпоративные тяжбы. Репутация организации отражает устойчивое мнение о качествах, достоинствах или ее недостатках на рынке по производству работ или услуг.

5. Жалобы по вопросам дискриминации. Это может быть дискриминация по половому, национальному, возрастному принципам, внешности, религиозной принадлежности и т.д. Менеджеры должны предпринимать шаги по предотвращению и отслеживанию подобных проблем, так как все это может стать причиной серьезных кризисов.

6. Негативное освещение деятельности предприятия в СМИ. Менеджеры не могут управлять поведением СМИ, которые информируют общественность о происходящих в организации событиях. Публикации негативного характера в газете, журнале, выступление на радио, телевидении могут стать причиной кризиса в организации.

7. Приносящие вред организации слухи. Особенно опасны для организации слухи, тиражируемые средствами массовой информации.

8. Проблемы качества работ и услуг. Это могут быть проблемы, связанные с продукцией, работами и услугами, которые способны неблагоприятно сказаться на деятельности организации. В свою очередь это может привести к кризису производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризису неплатежей, потере конкурентных преимуществ, банкротству.

9. Технологические ошибки. Технологические дефекты служат сбоем в работе многих организаций. Уязвимость предприятий, организаций возрастает по мере повышения роли высоких технологий и увеличения масштаба их использования. Совершенствование технологий и практики их применения – непременное условие научно-технического процесса каждого отдельного предприятия.

10. Недовольство настоящих и бывших сотрудников работой организации. Недовольство одного или нескольких сотрудников организации может превратиться в озлобленность и сделать их врагами организации. Подобный кризис имеет долговременные последствия и негативно отражается на работе организации. Такой вид кризиса является наиболее сложным с точки зрения возможностей управления и выхода из него.

11. Несчастные случаи на работе. Такие инциденты нередки в работе предприятий и организаций. Несчастные случаи являются фактором разрушения доверия к организации. Это кризисы психологического состояния работника. Они проявляются в виде стресса, возникновении чувства неуверенности, паники, страха за свое здоровье, неуверенности в работе. Если подобным ситуациям менеджеры не уделяют внимания, то последствия могут быть для организации значительны.

12. Потеря руководителем работоспособности или его внезапная смерть. Каждая организация имеет одного руководителя, который важен для успешной ее работы. Кризис может произойти, если руководитель предприятия внезапно умирает или теряет трудоспособность (в результате сердечных приступов, автокатастроф и других причин). В этом случае проявляется кризис разделения и интеграции деятельности, распределения функций, регламентации деятельности как отдельных подразделений, так и организации в целом. Кризис может проявляться в возникновении неразберихи, деловых конфликтов, безответственности, сложности контроля, изменений функционирования всей организации. Часто такие кризисы парализуют организационную деятельность предприятия или вызывают неумеренную бюрократизацию.

13. Потеря главного, основного клиента. Кризис может возникнуть, если сотрудники, работники предприятия, клиенты, потребители работ и услуг, СМИ начнут ставить под вопрос возможности и надежность организации. Очевидно, чем значительнее доля клиента в работе организации, тем стремительнее будет развиваться кризисная ситуация. В результате имиджу организации может быть нанесен вред, что, в свою очередь, отразится на ситуации на рынке и ослабит ее конкурентные преимущества.

14. Штрафы и пени. Кризис в организации может быть обусловлен действиями федеральных и местных органов. В частности, процедуры проверки правомерности деятельности организации могут привести к наложению на нее санкций. Практика показывает, что это обычно штрафы и различного рода пени. Иногда штраф бывает очень большой, и организация вынуждена выплачивать его в течение длительного периода времени. Все это негативно сказывается на результатах коммерческой деятельности организации и ее репутации.

15. Форс-мажорные обстоятельства, нанесшие ущерб. На работу организаций могут повлиять явления природы, такие как наводнения, землетрясения, ураганы, грозы, пожары. Все это не может не отражаться на экономике предприятия, психологии сотрудников, что, в свою очередь, может привести к заметному сокращению производства, а в отдельных случаях – его закрытию. В этом случае от менеджеров требуется принятие быстрых и эффективных мер.

16. Забастовки и бойкоты. Причиной забастовок и бойкотов является недовольство большинства сотрудников предприятий и организаций действиями руководителей. Часто инициаторами таких действий выступают профсоюзы, союзы или ассоциации. Российское законодательство выделяет ряд прав работника, которые в большей мере реализуются через профсоюзы. Забастовки и бойкоты могут быть вызваны тем, что руководство организации должным образом не реагирует на мнения сотрудников и не прислушивается к нему. Иногда ситуация бывает неуправляема, что, в свою очередь, ведет к сокращению производства, работ и услуг, снижению производительности и морального уровня.

17. Угроза враждебного поглощения. Аудитору следует разобраться, не начали ли скупать акции предприятия-конкуренты, юридические или физические лица, не предпринимаются ли ими одновременно действия, снижающие стоимость акций. Поглощенное предприятие теряет свою самостоятельность в решении как стратегических вопросов развития, так и многих тактических задач (определение желательных поставщиков и клиентов, цен, условий работ и услуг но заключаемым договорам, найма работников, особенно высшего звена).

Аудитору следует разобраться в причинах кризисов, которые редко выступают в "чистом" виде. Часто одна причина порождает следующие, которые могут угрожать существованию организации. Аудитор должен оценить, насколько менеджерам удается предвидеть развитие событий и принять адекватные ситуации соответствующие управленческие меры, направленные на преодоление кризиса. Эффективное антикризисное управление приводит к укреплению позиций организации в отрасли, повышению ее конкурентоспособности, повышению качества менеджмента. Однако это имеет место в том случае, если кризис успешно преодолен. Оценивая степень преодоления кризиса, аудитору следует оценить, насколько эффективно удается нейтрализовать его негативные последствия. Такими последствиями являются:

• существенно подмоченная репутация;

• снижение уровня доверия организации, степени ее надежности в глазах клиентов;

• утрата лояльности сотрудников;

• снижение объема продаж;

• падение прибыли;

• издержки, необходимые для минимизации ущерба от кризиса;

• снижение уровня производительности труда персонала;

• сосредоточение основного внимания руководства на путях выхода из кризиса;

• изменения в составе менеджмента топ-уровня;

• изменение названия организации;

• изменения в ассортименте товаров, работ и услуг организации;

• дополнительные издержки и затраты.

Аудитор должен оценить как негативные, так и позитивные последствия кризиса. Если организация смогла успешно пережить кризис, она может получить дополнительные конкурентные преимущества, освоить новые виды работ и услуг или перестроиться в соответствии с новыми технологическими возможностями. Иногда кризис может быть благоприятным для предприятия, если он эффективно контролируется.

Такими преимуществами могут быть:

• рост известности и узнаваемости имени предприятия и его брендов;

• возможность продемонстрировать управленческую компетенцию руководства предприятия;

• новые возможности для роста и развития менеджеров;

• улучшение отношений;

• проведение необходимых изменений.