Кривые обучения и воспитания

Знать величину влияния каждого фактора на продуктивность обучения-воспитания, безусловно, очень важно, но не менее важно знать и характер (форму) этого влияния, т.е. закон, по которому осуществляется изменение одной величины по отношению к другой. Из курса элементарной математики известно, что если две какие-либо переменные связаны между собой в динамическом процессе, то эта связь может быть описана с помощью некоторой функциональной зависимости, наглядным отражением которой является кривая. Применение кривых не только значительно облегчает понимание зависимости, но и делает эту зависимость видимой. Кривая показывает динамику взаимной связи. Не зная последней, невозможно ставить и решать задачи оптимального управления формированием конечного продукта.

Принято считать, что первую в психологии обучения кривую взаимосвязи построил в конце XIX в. немецкий психолог Г. Эббингауз (рис. 15), наглядно показав, как идет процесс забывания выученного материала во времени. С тех пор кривые начали все шире применяться для описания психологических и педагогических зависимостей (связей), получив общее название кривых обучения-воспитания.

Построить кривую – конечная и привлекательная цель каждого исследования. Задача очень нелегкая, учитывая специфику педагогики. Ведь для построения кривой необходимо скрупулезно выполнить экспериментальные исследования, выяснить все особенности исследуемой связи. К нынешнему времени с помощью кривых удалось описать сравнительно небольшое число педагогических процессов.

Исторически сложилось так, что подавляющее число зафиксированных с помощью кривых связей относится к дидактическим процессам. Процессы воспитания как более сложные и тонкие кривыми охарактеризовать значительно труднее, а в большинстве случаев – невозможно. Описание с помощью формул, скажем, процесса формирования мировоззрения равнозначно выведению формулы жизни. Не такого уровня математика нужна для описания сложнейших педагогических процессов.

Рис. 15. Динамика забывания

Для изучения форм связи между факторами и продуктивностью эдукации был применен так называемый экспериментальноопытный метод, сущность которого состоит в том, что первичное гипотетическое представление о возможной форме связи формулируется сперва теоретически, далее накапливаются факты и экспериментальные наблюдения, а на завершающем этапе построенные на этом материале кривые взаимосвязей верифицируются опытом (практикой) массового обучения-воспитания. Сопоставление идеального и реального, теории и практики обеспечивает наиболее высокую вероятность выводов и получение скорректированных (сглаженных) кривых.

Уже отмечалось, что для установления иерархии между факторами эдукации необходимо иметь общее основание (базис), в качестве которого выступает продуктивность обучения. Необходимо такое основание и для построения кривых. Трудно для этой цели подобрать более емкое образование, чем все та же продуктивность, ради обеспечения которой осуществляется процесс. Таким образом, кривые будут показывать, как влияют различные факторы на продуктивность эдукационного процесса. Венцом теоретической педагогики станет создание каталога кривых, описание процессов обучения-воспитания на языке функциональных зависимостей. Работа по выявлению новых кривых и упорядочению уже известных очень оживилась в связи с эффективным решением ряда проблем компьютеризации эдукационного процесса, и можно надеяться, что прогресс в этой области будет развиваться опережающими темпами.

На рис. 16 показана кривая зависимости продуктивности усвоения (П) от количества учебного материала (х).

На рис. 17 изображена кривая зависимости продуктивности эдукационного процесса от качества (субъективной трудности и объективной сложности) (П) учебного материала (х). Как видим, трудность и сложность учебного материала на продуктивность обучения влияют гораздо сильнее, чем его количество, что постоянно подтверждается практикой.

Зная количество и качество учебного материала, можно легко и быстро по формулам рассчитать, каким будет показатель продуктивности эдукации. Теоретическая педагогика тяготеет к уточнению эмпирически нащупанных взаимосвязей. Появились новые исследования, в которых неметрическим параметрам эдукационного процесса придается количественное обоснование, и таких исследований становится все больше.

Рис. 16. Зависимость продуктивности обучения от количества учебного материала

Рис. 17. Зависимость продуктивности обучения от качества учебного материала

На рис. 28-38 (в главе 6 "Закономерности эдукационного процесса") представлены кривые связей некоторых значимых факторов с продуктивностью эдукации. На горизонтальных осях (X) в большинстве случаев отложены значения, которые "пробегает" фактор. По вертикальным осям (Y) отложена продуктивность эдукации. Анализируя кривые, видим, что они имеют различные углы прилежания к оси X: некоторые из них пологие, другие круто взмывают, быстро достигая максимума. О чем это свидетельствует? Прежде всего о том, что сила (степень) влияния факторов различна. Чем ближе кривая "прижимается" к оси Y, тем выше коэффициент корреляции данного фактора с продуктивностью обучения, тем больше последняя зависит от этого фактора. Некоторые кривые имеют гипотетический характер. Все кривые сглажены по отношению к опытным данным и выражают общую тенденцию.