Критерии психики

Классификация психических явлений предполагает возможность четкого выделения различных психических образований с пониманием их критериев или показателей. К сожалению психология пока не имеет четких критериев многих психических образований, а иногда и доказательств того, что за данным психологическим понятием есть какая-то психическая реальность. Многие наши понятия, такие как личность, воля, потребности, мотивы и др., вводились как теоретические конструкты, призванные объяснить какие-то поведенческие или субъективные реальности.

Среди таких понятий – и основное понятие психологии, понятие "психика". Мы до сих пор не имеем критериев, по которым можно было бы определить наличие или отсутствие психики у конкретного живого существа. Существующие на сегодня критерии не позволяют однозначно решать эту задачу.

В истории психологии можно выделить три типа критериев психики: мировоззренческие, субъективные и объективные.

Типы критериев

Мировоззренческие критерии основаны на убеждении в достоверности защищаемых утверждений, и поэтому по отношению к ним не может быть применена процедура проверки истинности критерия. В соответствии с определением наличие психики объявляется у какой-то категории объектов, а это значит, что у объектов других категорий психики не может быть по определению. Было предложено четыре таких критерия: панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм и антропопсихизм.

Сторонники панпсихизма признают всеобщую одухотворенность материи, утверждая тем самым, что психика это общее свойство всех материальных тел.

Вторая крайняя позиция – это антропопсихизм, при которой наличие психики признается только у человека.

Две промежуточные позиции – биопсихизм и нейропсихизм – связаны с утверждениями, что психика есть у всех живых существ (биопсихизм) или, что психика есть только у тех животных, которые обладают нервной системой (нейропсихизм).

Сторонники каждой позиции не утруждают себя поиском доказательств своей правоты, поскольку критерии вводятся как аксиомы, т.е. как достоверные допущения, не нуждающиеся в проверке своей истинности.

Второй и самый достоверный тип критериев – это субъективный критерий, основанный на самоотчете живого существа. Если спросить человека о наличии у него психики, то взрослый человек, обладающий сознанием и самосознанием, понимающий вопрос спрашивающего, несомненно, подтвердит ее наличие у себя. Но проблема этого критерия состоит в том, что непонятно, как задать этот вопрос животным и как понять их ответ. Непонятно также, как задавать этот вопрос младенцу, не владеющему речью, и взрослому человеку, не знающему вашего языка (языка вопроса). Поэтому этот критерий, при его несомненном достоинстве, не может быть научным критерием, пригодным для разных ситуаций.

Объективные критерии можно разделить на два типа: функциональные и морфологические (анатомические).

К первому типу, как правило, относят способность живого существа к движениям. Критики этого предложения справедливо указывали на то, что движение широко распространено в живом мире, в том числе среди простейших одноклеточных и даже отдельных клеток живого организма. В ответ на критику появилось предложение считать критерием психики не всякое движение, а только ответное, в частности оборонительное. Но и это уточнение не спасает положение, поскольку мы наблюдаем такие оборонительные реакции в растительном мире. И тогда либо надо признавать наличие психики у растений, либо менять критерий.

Второй тип более достоверен, поскольку здесь, как и при мировоззренческом критерии нейропсихизма, выбирается нервная система – наличие психики связывается с наличием нервной системы. Коварство этого критерия заключается в том, что мы действительно не знаем ни одного случая развитой психики у объекта (в том числе и живого) с отсутствием нервной системы. Поэтому и появляется ложное заключение, что наличие у объекта нервной ткани есть верный признак наличия психики. Но дело в том, что нервная ткань возникает не ради психики, а как проводник сигнала от первичного следа взаимодействия к органу ответной реакции организма; затем нервная ткань становится средством нейрофизиологической регуляции ответных реакций живого существа. Возможности же нервной ткани оказались богаче, и у нее появляется способность трансформировать биотоки, приходящие в нервные клетки, в субъективные переживания (чувствования), на основе которых строятся образы объектов, и через них находится нужное поведенческое решение и регулируется поведение.