Критерии оценки качества освоения ООП в соответствии с ФГОС ВПО

Требования ФГОС ВПО к оценке качества освоения ООП ВПО не составляют отдельного раздела ФГОС, а входят в качестве одной из составляющих в рассмотренный выше раздел "Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата (магистратуры, подготовки специалиста)". Однако значимость процесса оценки качества освоения ООП, а также специфика этого процесса в условиях компетентностного подхода (см. подпараграф 3.2.1), делают необходимыми более детальное рассмотрение соответствующего элемента требований ФГОС ВПО.

В каждом из ФГОС, независимо от уровня высшего образования (бакалавриат, магистратура, подготовка специалиста), содержатся требования к оценке качества освоения ООП в части:

– прав обучающихся по оценке реализации качества учебного процесса;

– вида аттестаций в период обучения;

– создания оценочных средств для проведения различного вида аттестаций и их экспертизе;

– видов аттестационных испытаний, входящих в состав государственной (итоговой) аттестации;

– содержания, объема и структуры выпускной квалификационной работы.

Оценка качества освоения ООП в соответствии с ФГОС ВПО должна включать текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся, направленную на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС.

Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.

Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом. Они должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки или по данной специальности, соответствовать целям и задачам ООП и ее учебному плану и призваны обеспечивать оценку качества общих и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.

Вузом должны создаваться условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности, для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов активно привлекаются работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины и т.п.

Конкретные требования к составу и содержанию фондов оценочных средств, формируемых вузом, могут быть, например, представлены в виде следующего набора:

1. При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.

2. При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.

3. Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ и др.; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей и т.п.

Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

Итоговая государственная аттестация бакалавров включает защиту выпускной квалификационной работы, требования к содержанию, объему и структуре которой определяются вузом на основании действующего Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 25 марта 2003 г. № 1155, и ФГОС ВПО по направлению подготовки в части требований к результатам освоения ООП бакалавриата.

Государственный экзамен на итоговой государственной аттестации выпускников бакалавриата вводится по усмотрению вуза.

Итоговая государственная аттестация для будущего специалиста состоит из защиты выпускной квалификационной работы и междисциплинарного государственного экзамена, обязательно включающего в себя аттестацию по практической подготовке.

Выпускная квалификационная работа в соответствии с программой подготовки специалиста может быть выполнена в виде проекта, посвященного решению проектно-конструкторской, технологической и подобной задачи в заданной области.

При выполнении выпускной квалификационной работы, обучающийся должен показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные универсальные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

Программа междисциплинарного государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.

Итоговая государственная аттестация будущих магистров направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО и включает защиту выпускной квалификационной работы.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (проекта) магистра, как и в случае бакалаврской выпускной квалификационной работы, определяются высшим учебным заведением на основании уже упомянутого Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, и ФГОС по направлению подготовки с учетом соответствующих рекомендаций УМО.

Выпускная квалификационная работа в соответствии с магистерской программой может быть выполнена в виде:

– проекта, посвященного решению проектно-конструкторской, технологической и подобной задачи в заданной области;

– магистерской диссертации, которая представляет собой самостоятельное и логически завершенное исследование, связанное с решением научной, научно-практической задачи.

Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач, например:

– анализ получаемой полевой и лабораторной информации с использованием современной вычислительной техники;

– проектирование и проведение производственных (в том числе специализированных) работ;

– обработка и анализ получаемой производственной информации, обобщение и систематизация результатов производственных работ с использованием современной техники и технологии;

– разработка нормативных методических и производственных документов и др.

При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся в магистратуре должны показать умение, опираясь на полученные знания, умения и сформированные универсальные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

Государственный экзамен по направлению подготовки может вводиться по решению ученого совета вуза. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно с учетом рекомендаций соответствующих УМО вузов. Для объективной оценки компетенций будущего магистра тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.

Вузом может быть предоставлено право сдачи выпускником магистратуры государственного аттестационного экзамена как вступительного экзамена в аспирантуру.