Критерии личностной зрелости и их использование в практике управления персоналом

В психологии развития используют понятия "хронологический возраст" (определяемый количеством прожитых с момента рождения лет) и "психологический возраст" (оцениваемый уровнем развития психических функций и личностных образований данного человека по сравнению со средней нормой). Психологический возраст в этом понимании может опережать среднюю норму или запаздывать. В рамках психобиографического исследования личности на основе причинно-целевой концепции психологического времени [30] психологический возраст (ПВ) устанавливается через соотношение:

А. А. Кроник вводит также коэффициент взрослости (КВ), определяемый по формуле

Понятие "взрослость" имеет три составляющих: биологическая взрослость – определяемая способностью человека к деторождению; социальная взрослость – соотносится с экономической независимостью, соответствием статуса, образа жизни человека принятым в социуме культурным нормам; психологическая взрослость – определяется личностной идентичностью, уровнем развития высших психических функций (интеллект, речь, память, эмоционально-волевая сфера, самосознание). Объединение показателей биологической, социальной и психологической взрослости позволяет судить о степени зрелости личности человека.

Личность – сложное системное образование, которое, как и любые высокоорганизованные целостности, может сохранять свои устойчивые свойства, лишь изменяясь, развиваясь. Зрелую личность характеризуют такие качества, как материальная и социальная независимость, умение сострадать другому человеку, способность самостоятельно принимать решения, автономно существовать, твердость характера, благоразумие, надежность, честность [29, с. 651]. Американский психолог профессор высшей школы бизнеса Гарвардского университета Крис Аржирис (Argyris Cris) выделил семь признаков, существенным образом отличающих зрелую личность от незрелой, инфантильной личности, обладающей неизжитыми признаками предшествующих стадий развития – периодов детства и подростничества.

1. "Пассивность – активность" – пассивное состояние свойственно младенцу, для взрослой личности типична активность поведения.

2. "Зависимость – независимость" – личность в своем развитии преодолевает зависимость от других людей, свойственную детям, и стремится быть независимой.

3. "Произвольная регуляция поведения в отдельных случаях – произвольная регуляция во многих случаях" – зрелая личность редко теряет произвольный контроль над своим поведением в отличие от детей, для которых произвольная регуляция типична по отношению к отдельным ситуациям жизни.

4. "Поверхностные интересы – глубокие, постоянные, сильные интересы" – поверхностные, случайные интересы ребенка сменяются у взрослой личности глубокими и сильными интересами (можно было бы добавить: социально опосредованными и иерархически упорядоченными).

5. "Краткосрочная перспектива – долгосрочная перспектива" – временная перспектива (и ее осознание) у ребенка короткая и охватывает период "настоящего", сознание взрослого человека вмещает синтез прошлого, настоящего и будущего.

6. "Подчиненное положение – равное или превосходящее положение" – личность ребенка чаще подчиняется окружающим взрослым, старшим; взрослый выстраивает равные отношения или покровительственные по отношению к другим людям.

7. "Недостаточное самосознание – сознательный контроль над собой" – дети обычно плохо себя знают, понимают, тогда как взрослые обычно знают о своих достоинствах и недостатках и могут контролировать себя.

Проведенное различение зрелости – незрелости личности использовано Аржирисом в оценке форм организации профессионального труда в связи с применяемыми управленческими стратегиями [цит. по: 41]. Аржирис соотносит разные условия организации труда на предприятиях, в фирмах с точки зрения предпочитаемой организаторами-менеджерами модели личности работника: если персонал заставляют выполнять жестко регламентированные требования без достаточных на то оснований, то это сдерживает людей от проявлений себя как зрелых личностей, при этом у работников развивается апатия, лень. В современных условиях при проектировании новых организаций и видов работ менеджеры ищут компромисс. Они стараются создать условия труда, при которых работники трудились бы максимально качественно и продуктивно, были бы при этом удовлетворены трудом и жизнью, были бы относительно легко заменяемы, и при этом менеджеры стремятся сохранить контроль над властными полномочиями у руководства фирмы.

В качестве примера можно привести исследование труда женщин, занятых на сборке радиоприемников. Одиннадцать работниц выполняли каждая по одной простой операции. Кроме сборщиц в бригаде работали также один упаковщик и один инженер, выполнявший обязанности инспектора (контролера качества и нормировщика). Аржирис проводил исследования в течение года: он предложил женщинам самостоятельно собирать каждой целый приемник, при этом они должны были писать свое имя на продукте, упаковывать приемник, отвечать на корреспонденцию, жалобы покупателей. Работницам обещали не снижать заработную плату в случае, если понизится выработка, но при увеличении продуктивности было обещано повышать заработную плату (таким образом, максимально освободили работниц от страха по поводу снижения заработков). Результаты производственного эксперимента. В начале, за первый месяц, производительность работниц упала на 70%. К концу шестой недели упала трудовая дисциплина и еще более упала выработка. Через два месяца производительность труда стала расти. К концу 15-й недели продуктивность труда превышала продуктивность в начале эксперимента. Продуктивность труда росла у всех работниц без участия упаковщика и инженера-контролера. Брак и связанные с его устранением потери уменьшились на 94%.

Данный пример демонстрирует, какие психологические ресурсы остаются неиспользуемыми при ориентации менеджеров на модель незрелой личности работника.