Критерии классификации облигаций

Облигации можно классифицировать по следующим критериям:

1) статусу заемщика (эмитента);

2) целям выпуска;

3) срокам, на которые выпускается заем;

4) форме выпуска;

5) надежности;

6) способу выплаты дохода;

7) способу погашения.

Деление но критериям в определенной степени условно, поскольку они взаимосвязаны.

Статус эмитента

На облигационный рынок выходят эмитенты трех категорий:

o государство в лице тех или иных органов центральной или местной власти;

o частные компании;

o иностранные заемщики, которые, в свою очередь, подразделяются на государственных и частных.

Статус эмитента тем выше, чем меньше риск его банкротства. Считается, что государство не может обанкротиться. И потому его облигации выступают "эталоном надежности". Но чем меньше риск, сопряженный с приобретением облигации, тем меньше оснований выплачивать по ней высокий процент. Здесь мы сталкиваемся с проявлением одной из зависимостей, которые приводят в движение весь механизм фондового рынка: недостаток надежности необходимо компенсировать повышенным доходом. Таким образом, из всех поступающих на облигационный рынок бумаг государственные облигации являются (должны быть) наименее доходными. На противоположном полюсе, где доходность максимальна, расположатся бумаги эмитентов, внушающих меньше всего доверия. Такими могут оказаться облигации иностранных компаний. Им нередко приходится выплачивать инвесторам высокий процент как своеобразную "премию" за повышенный риск. Таково, например, отношение к российским государственным еврооблигациям зарубежных инвесторов.

По целям облигационные займы принято подразделять на три группы:

o выпускаемые для финансирования новых инвестиционных проектов, которые намеревается осуществить эмитент;

o выпускаемые для рефинансирования имеющейся у эмитента задолженности;

o выпускаемые для финансирования мероприятий, не имеющих непосредственного отношения к производственной деятельности эмитента, например для финансирования слияний и поглощений фирм, т. е., по сути дела, для обеспечения этапных, качественных сдвигов в производстве.

Сроки облигационных займов и процентные ставки

К облигациям принято относить бумаги, выпущенные на срок более одного года. Краткосрочные бумаги со сроком действия до одного года считаются инструментами денежного рынка, в то время как облигации являются инструментом рынка капиталов. Вместе взятые, денежный рынок и рынок капиталов образуют рынок ссудных капиталов. Ссуда денег имеет место, когда речь идет о текущих платежах и поступлениях, о потребности взять краткосрочный кредит для поддержания баланса между текущими расходами и доходами.

Совсем другое дело - ссуда капитала, которая направляется на финансирование инвестиционных проектов. Они, будучи закончены, начнут давать прибыль. Это и означает, что кредит был использован как капитал. Таким образом, назначение ссуды связано со сроками, на которые она предоставляется. Поэтому облигации выпускаются на срок более года. Обычно компании выпускают облигации на срок до 7 лет (среднесрочные) и 10 лет (долгосрочные).

Для кредитора предоставление денег в долг сопряжено при прочих равных условиях с тем большим риском, чем дольше срок, на который выдается кредит. Поэтому в обычной ситуации процент по долгосрочным облигациям наиболее высок, а по краткосрочным - наиболее низок.

Процентные ставки в условиях рыночной экономики являются инструментом достижения сбалансированности производственно-хозяйственной деятельности в народном хозяйстве. Их колебания приносят меньшие социально-экономические последствия, чем колебания объемов производства и уровня занятости.