Критерии эффективности воспитания и обучения в духе диалога культур

В мировой и отечественной педагогике предпринимаются попытки определения критериев эффективности воспитания и обучения в духе диалога культур. Одним из основных показателей успешности межкультурного образования определена открытость личности иным этнокультурным ценностям, что означает в первую очередь уважительное отношение к людям иного образа жизни и поведения, видение в культурном многообразии источника общественного блага, готовность участвовать в решении межкультурных конфликтов.

Американские ученые Дж. Бэнкс и К. Кортес выделяют четыре группы результатов, которые обеспечивает педагогика диалога культур: равные возможности обучения; осведомленность о многообразии культур; поликультурность программ обучения; вхождение в социум на равных, независимо от этнической принадлежности. К. Грантом сформулированы уровни приобретаемой в результате образования поликультурной воспитанности (компетенции)[1] (табл. 1.4).

Таблица 1.4

Уровни поликультурной воспитанности

1-й уровень – осведомленность и понимание

2-й уровень – оценка и согласие

3-й уровень – убежденность и защита

Осведомленность о собственных этногруппе, расе и пр.

Содействие социальной справедливости

Проектирование, реализация и оценка мультикультурного опыта

Понимание общественного неравенства

Содействие развитию чувств единения

Реалистичное и критическое отношение к социальной действительности

Осведомленность о способах закрепления социальными институтами, школой в том числе, дискриминации и предубеждений

Принятие культурного плюрализма. Содействие развитию положительной "Я- концепции"

Действия во имя положительных социальных изменений. Готовность к решению расово-социальных проблем

Приобретение знаний об иных культурных группах, их вкладе в общество, историю, идеалы, верования

Освобождение от националистических стереотипов. Приобретение мультикультурного образования

Использование личного опыта при критике культурной дискриминации. Включение в демократическое решение социокультурных проблем

Методики выявления результатов и эффективности межкультурного воспитания и обучения формулируют и отечественные ученые. Предложена многоэтапная диагностика: первый этап – опросы, анкетирование, рейтинговые оценки, наблюдения и пр.; второй – тестирование, проигрывание проблемных ситуаций и др.; третий – самооценка, анализ деятельности; четвертый – выделение индикаторов-показателей деятельности личности в многонациональном социуме[2].

Любопытный эксперимент по апробации показателей, уровней и оценки результатов поликультурного образования проведен В. А. Ершовым (1997-1998). Показателями педагогической эффективности служили знания о поликультурной среде, эмоциональное отношение к реалиям и представителям многокультурного социума, поведение в нем. Были сформулированы три уровня поликультурной воспитанности учащихся: высокий, средний, низкий, а также способы измерения этих уровней. Например, на высоком уровне знания о поликультурной среде должны носить глубокий характер, эмоциональная оценка иной культуры исходить из рационального, критического подхода, нормы поведения базироваться на ценностях взаимного уважения. На низком уровне знания о поликультурном мире отсутствуют, наличествует преимущественно эмоционально-отрицательное восприятие иных социокультурных общностей, в поведении проявляются националистические тенденции.

"Замеры" успешности поликультурного образования могут быть сделаны по степени освоения гуманистических ценностей, осознания самобытности различных культур, осмысления общности культур, воспитания уважения к родной, общенациональной и мировой культурам, наличию навыков и умений межкультурного и межнационального общения. Подобное измерение осуществляется при использовании традиционной системы оценки знаний, а также посредством психологического мониторинга с помощью бесед, интервьюирования, анкетирования, изучения продуктов творчества учащихся, анализа конкретных педагогических и жизненных ситуаций, рейтинга и т.д.