Криминализация незаконного обогащения

Конвенция ООН против коррупции в ст. 20 очень лаконично закрепляет сформулированный состав преступления: совершение умышленно незаконного обогащения, "т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно нс может разумным образом обосновать". Размеры "значительности" увеличения активов предполагается определять национальным законодательством.

Данный состав преступления авторитетными криминологами признается самым эффективным инструментом противодействия коррупции. Презумпция невиновности в отношении публичных должностных лиц понимается в усеченном виде. Должностное лицо должно само доказывать легальность своих доходов и соответствие им расходов. Без данной нормы все положения о декларировании доходов должностных лиц и финансовом мониторинге их активов страдают логической незавершенностью.

Ответственность юридических лиц за совершение актов коррупционного поведения

Статья 26 Конвенция ООН против коррупции содержит следующее положение: "1. Каждое Государство-участник принимает такие меры, какие, с учетом его правовых принципов, могут потребоваться для установления ответственности юридических лиц за участие в преступлениях, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией.

2. При условии соблюдения правовых принципов Государства-участника ответственность юридических лиц может быть уголовной, гражданско-правовой или административной.

3. Возложение такой ответственности не наносит ущерба уголовной ответственности физических лиц, совершивших преступления.

4. Каждое Государство-участник, в частности, обеспечивает применение в отношении юридических лиц, привлекаемых к ответственности в соответствии с настоящей статьей, эффективных, соразмерных и оказывающих сдерживающее воздействие уголовных или неуголовных санкций, включая денежные санкции".

Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию в ст. 18 развивает данную юридическую мысль:

"1. Каждая Сторона принимает такие законодательные и иные меры, которые могут потребоваться для обеспечения того, чтобы юридические лица могли быть привлечены к ответственности в связи с совершением уголовных правонарушений, заключающихся в активном подкупе, злоупотреблении влиянием в корыстных целях и отмывании доходов, признанных в качестве таковых в соответствии с настоящей Конвенцией и совершенных в их интересах каким-либо физическим лицом, действующим в своем личном качестве или в составе органа юридического лица и занимавшим руководящую должность в юридическом лице, в процессе: выполнения представительских функций от имени юридического лица; или осуществления права на принятие решений от имени юридического лица; или осуществления контрольных функций в рамках юридического лица; а также в связи с участием такого физического лица в вышеупомянутых правонарушениях в качестве соучастника или подстрекателя.

2. Помимо случаев, уже предусмотренных пунктом 1, каждая Сторона принимает необходимые меры для обеспечения того, чтобы юридическое лицо могло быть привлечено к ответственности тогда, когда вследствие отсутствия надзора или контроля со стороны физического лица, о котором говорится в пункте 1, появляется возможность совершения уголовных правонарушений, указанных в пункте 1, в интересах этого юридического лица физическим лицом, осуществляющим свои полномочия от его имени.

3. Ответственность юридического лица в соответствии с пунктами 1 и 2 не исключает возможности уголовного преследования физических лиц, совершивших, подстрекавших к совершению или участвовавших в совершении уголовных правонарушений, указанных в пункте 1".

Стамбульский план действий по борьбе с коррупцией предусматривает обязательство стран-участниц установить в национальном законодательстве ответственность юридических лиц за коррупционное поведение. В качестве вида наказания для юридических лиц определяется запрет на участие в конкурсах на государственные закупки.

В ст. 2 Конвенции о борьбе с дачей взяток иностранным государственным должностным лицам при осуществлении международных деловых операций также уделено внимание необходимости установления уголовной ответственность юридических лиц за коррупционное поведение.