Крещение Руси

Под Крещением Руси понимаются, во-первых, события X в., в результате которых произошло принятие Древней Русью православного христианства; во-вторых, процесс христианизации древнерусского общества, изменения его культурных и ценностных ориентиров.

Принципиальных вопросов, связанных с изучением обстоятельств Крещения Руси, два: первый касается датировки самого акта Крещения, а второй – причин выбора христианства именно византийского, восточного толка.

Официальная дата Крещения Руси – 988 г. – по всей видимости, является условной. Существует целый ряд гипотез, предлагающих другие датировки Крещения Руси, и они связаны с обращением к разным источникам.

Казалось бы, самая достоверная информация должна содержаться в византийских источниках: ведь именно Византия крестила Русь и уж она-то должна знать, когда это происходило. Но византийские источники, к сожалению, не вносят ясности, так как самые ранние сведения в них о крещении Руси относятся к 870-м гг. Согласно сведениям ряда византийских источников (анонимный продолжатель "Хроники" Феофана), вскоре после нападения росов на Константинополь в 860 г. они обратились к императору Василию I с просьбой креститься. Тогда была крещена дружина русского князя. Затем был сделан следующий шаг: в 864–868 гг. были крещены болгары, и с 870 г. ведет отсчет своего существования Болгарская епископия. Болгарский патриарх Игнатий понес свет веры дальше, и около 874 г. на Русь был прислан византийский архиепископ. Он явил чудо неопалимого Евангелия – Святую Книгу бросили в огонь, но она осталась невредима, после чего варвары-росы уверовали и крестились. Византия пребывала в убеждении, что на Руси христианство известно со второй половины IX в., потому-то многие византийские хроники и не отметили факта крещения Руси при Владимире.

В арабских источниках история Крещения Руси предстает совершенно по-иному. Сведения о ней содержатся в сочинениях Йахйи Антиохийского (ок. 1066), Абу Шуджа ар-Рудравари (конец XI в.) и Ибн ал-Асира (XIII в.). Они излагают ход событий следующим образом.

Армия византийского императора Василия II (976–1025) была разбита болгарами 17 августа 986 г. в битве у Траяновых ворот. Враги Василия внутри Византии сочли поражение признаком его слабости. В декабре 986 г. вспыхивает восстание Варды Склира, который в начале 987 г. объявляет себя императором. Помощь ему оказывал багдадский эмир Буид Самсан аддаул Марзубан, которому была выгодна гражданская война в Византии. Василий II направил против мятежников своего лучшего полководца – Варду Фоку. По тот, арестовав Варду Склира, не стал распускать его войска, а двинул их на Константинополь, т.е. Фока тоже поднял мятеж и теперь уже объявил императором себя. Произошло это 14 сентября 987 г.

Положение Василия II было критическим, и он обратился за военной помощью к соседнему киевскому князю. Переговоры с Владимиром велсевастийский митрополит Феофилакт. Русский правитель согласился оказать императору военную помощь на следующих условиях:

1) Русь желает креститься. Для этого Византия учреждает особую Русскую епархию, подчиненную константинопольскому патриарху, и предоставляет все необходимое для ее деятельности (священников, архитекторов, служебные книги и пр.);

2) Владимир, крестившись, женится на сестре Василия II Анне, тем самым вступая в родственные отношения с императором;

3) в ответ Владимир обязывается предоставить Василию II военную помощь.

Летом 988 г. русская дружина прибыла в Византию и в битвах при Хрисополисе (зима 989, январь-февраль) и Абидосе (13 апреля 989) наголову разбила войска мятежников. Трон Василия II был спасен. Теперь ему нужно было выполнять свои условия договора, т.е. крестить Русь.

Что считать точкой отсчета введения в Киевской державе христианства? Другими словами, когда именно в череде вышеописанных событий произошла акция, которую можно назвать "Крещением Руси"? Единого мнения на этот счет нет. Согласно одной версии Владимир крестился в Византии в 988 г., во время пребывания там русского корпуса. В 988 г. он по просьбе императора разорил византийскую колонию Херсонес в Крыму, поддержавшую мятеж Варды Фоки, и в том же 988 г. крестил киевлян. Подругой версии, после победы над мятежниками в 988–989 гг. Владимир ждал в Киеве прибытия Анны и делегации для крещения. Но Василий II оказался неблагодарным и "забыл" о своих обязательствах. Чтобы напомнить ему, Владимир разорил византийскую колонию Херсонес в Крыму. После чего Василий II сразу же вспомнил о своих обещаниях, на Русь привезли Анну, и прямо в Корсуни Владимир принял новую веру. Затем князь с женой и священниками прибыл в столицу и там крестил киевлян. Точно известно, что Владимир взял Корсунь в 989 г. Но тогда летописная дата Крещения Руси неверна, и реформа произошла не ранее 989 г.

Такова версия арабских источников. Правда, и они не единодушны. В сочинениях персидских авторов ал-Марвази, Мухаммада Ауфи (XIII в.), турецкого историка Шукруллы ибн Шихаба (XV в.) содержится рассказ о том, как пагубно отразилось на жизни русов принятие ими христианства "в 300 году хиджры" (912/913). Раскаявшийся в содеянном князь росов "Буладмир" обратился к шаху Хорезма за разрешением русским принять ислам и участвовать в джихаде – войне за веру. Хорезмшах благосклонно отнесся к посольству и выделил росам участок для войны – причерноморские и прикаспийские города, которые русские войска, принявшие ислам, успешно завоевывали, и вовремя сделанное "исправление веры" позволили русским стать могущественнее всех других народов.

Несомненно, что перед нами легенда, сложившаяся около X–XI вв. и отражающая исторический факт – посольство Владимира в Волжскую Болгарию во время "выбора веры". Возможно, какие-то русские послы добрались и до Хорезма. Однако ислам, как известно, был в итоге отвергнут Русью, так что поздние персидские и турецкие авторы выдавали желаемое за действительное.

Западноевропейские источники относительно Крещения Руси содержат следующие сведения. После своего возвращения из Константинополя в 959 г. Ольга, хотя она якобы и приняла крещение по "греческому закону" в Византии, не стала развивать контакты с греками, а направила посольство в Германию, к королю Оттону I (936–973, с 962 – император). Княгиня просила прислать на Русь для крещения епископа и священников, т.е. избрала западное, а не восточное христианство. В 961 г. в Киев отправился епископ Адальберт, но через год вернулся. Его миссия потерпела полную неудачу, о чем он и рассказал в собственноручно составленном "Продолжении хроники Регинона Прюмского" (конец X в.).

Как показал А. В. Назаренко, из рассказа Адальберта о миссии 961 г. можно сделать вывод, что накануне крещения русские князья лавировали между Европой и Царьградом. Проблема выбора заключалось в том, в какую церковно-политическую систему должна войти Русь – в Византийскую или в Священную Римскую империю (Оттон получил в Риме императорскую корону в 962 г.). Тут все зависело от "цены" крещения: чего запросят от Руси ее новые церковные владыки? В 959 г. у Ольги византийский император Константин VII просил войска для собственных имперских войн. Ольга раздраженно отказала и, вернувшись на Русь, отправила послов к Оттону, сделав выбор в пользу Запада.

Оттон распорядился готовить Адальберта и его миссию для крещения Руси. Но сам Оттон как раз в 962 г. собирается короноваться в Риме императорской короной и провозгласить свою германскую империю Священной Римской империей – наследницей Великой Римской империи! И ему была крайне важна лояльность Константинополя – Восточной Римской империи. Поскольку Киев находился в сфере влияния Византии, Оттон не спешит и пытается договориться с Царьградом: Крещение Руси (т.е. подчинение ее Константинопольской патриархии) в обмен на поддержку византийским императором коронации Оттона в Риме.

А. В. Назаренко о миссии Адальберта

"...Β связи с планами крещения Русь стала участницей сложной общеевропейской политики. Киевская княгиня, недовольная результатами своего визита в Цары рад [на просьбу византийского императора дать ему “воев в помощь”, она, согласно летописи, саркастически отвечает: “ Аще... ты... тако же постоиши у мене в Почаине, яко же аз в Суду, то тогда ти дам”...], направляет посольство к германскому королю. Тот приказывает рукоположить епископа для Руси, но не спешит отправлять его, вместо этого пытаясь вступить в переговоры с Византией. О ттон I готовится к походу в Рим для императорской коронации (она состоялась в феврале 962 г.), и потому для него крайне важна лояльность византийского императора в столь принципиальном и щекотливом вопросе. Он понимает, что Константинополь рассматривает Киев как сферу своего влияния, и готов пожертвовать русской епархией в обмен на подобную лояльность. Но новый византийский император Роман II (959–963 гг.) узнает о назначении немецкого епископа для Руси до прибытия послов Оттона, и его реакция оказывается решительной: в отношениях с Германией уже к лету 960 г. наступает внезапный и резкий разрыв. В итоге Адальберт в 961 г. все-таки отправляется на Русь, но прибывает слишком поздно: отношения Киева (еще Ольги или уже Святослава) с новым императором улажены; во всяком случае, русский корпус, в котором было отказано Константину VII, участвует в первой же крупной военной акции его сына и преемника – отвоевании Крита у арабов в августе 960 – марте 961 г.

Очевидно, так или примерно так разворачивались события. Роман II сохранил и союз с Русью, заключенный еще в 944 г. при князе Игоре, и не пошел на уступки Оттону I в вопросе об императорском титуле, признание которого Византией Германии пришлось вырывать путем войны против греческих владений на юге Италии (в Апулии и Калабрии) в 968–971 гг.".

В дальнейшем политический союз с Византией закономерно привел к крещению по восточному образцу, "от греков". Византия показалась русским князьям более близким, понятным, а главное, безопасным союзником. Очевидная заинтересованность византийцев в использовании на своей стороне русской армии свидетельствовала о том, что Русь однозначно превосходила эллинов в военном отношении. Византия выглядела явно безопасней, чем Германия. Нога византийского воина никогда не ступала на русскую землю. Константинополь был не способен "подмять" под себя Русь в случае крещения и включения Руси в систему епархий Византийской империи.

Каковы же исторически достоверные обстоятельства Крещения Руси? В 980 г. Владимир стремился провести в Киеве реформу по унификации языческих культов. Он пытался решить остро стоявшую религиозную проблему. Суть преобразований заключалась в утверждении князем общегосударственного пантеона богов. В пего вошли Перун, Хоре, Дажьбог, Стрибог, Симаргл и Мокошь. В число избранных не попали многие важные божества: Велес (особо почитавшийся в регионах), Сварог (бог огня) и др.

Реформа Владимира не могла удовлетворить всех поклонников разнообразных богов на Руси. Унификация языческих культов не решила ни социальных, ни внешне- и внутриполитических задач. Встал вопрос о проведении новой, более совершенной религиозной реформы.

Согласно летописной легенде Владимир устроил своеобразный "смотр религий": о своих верованиях ему рассказывали мусульмане из Волжской Булгарин, иудеи из Хазарии, христиане-латиняне из немецких земель, представители православной византийской церкви. Князь с приближенными долго взвешивал все плюсы и минусы. Западная религия несла в себе угрозу подчинения римскому папе. Мусульманство было слишком чуждо. Иудаизм – религия побежденных хазар.

Более всего подходило христианство по византийскому образцу. Оно несло необходимый культ верховной власти, учение о безоговорочном подчинении подданных правителю ("Кто противится власти, тот Богу противится").

Византия была знакомым, но слабым соседом, не представляющим для Руси прямой военной опасности. Следовательно, можно было не опасаться, что принятие православия повлечет зависимость Руси от империи. Немаловажно было и то, что эстетическая и этическая система православия удивительно гармонично легла на менталитет русского общества того времени. Русская делегация, побывавшая в греческих храмах, очень хвалила их: "Мы не знали от той красоты, на земле мы или на небе". После этого был сделан выбор в пользу православия.

Конкретные обстоятельства Крещения Руси покрыты тайной. Согласно русской летописи, в 988 г. киевские войска осадили греческий г. Корсунь (Херсонес) в Крыму. Осада шла малоуспешно. Тогда некий грек Анастас пустил из города стрелу, на которой написал: "Перекопай и перейми воду, идет она в город по трубам из колодцев, которые за тобою с востока". Владимир дал обет принять крещение, если совет Анастаса приведет к падению Корсуня. Лишенная воды крепость сдалась, после чего состоялось принятие православия Владимиром и его дружинниками, а но возвращении домой – крещение всех киевлян. Однако, как мы могли убедиться, иностранные источники описывают ход событий по-другому.

Несомненно, что Крещение Руси как акт официального принятия православия на правительственном уровне состоялось при князе Владимире Крестителе в конце X в. (условная дата – 988 г.). Но процесс распространения христианства в Древней Руси был непростым и долгим.