Кредитные рынки являются причинами изменений в банках

Новые технологии не являются единственной причиной изменений в банковской отрасли. За последнее десятилетие кредитные портфели и другие кредитные активы, которыми владеют банки, стали все более сконцентрированными на менее кредитоспособных заемщиках. Такая ситуация привела к тому, что некоторые банки стали более уязвимыми в период экономических спадов (например, в 2001 и 2002 гг.), когда ряд банков понес значительные кредитные потери в таких секторах, как телекоммуникации, кабельные сети, энергетика и коммунальные услуги.

Период с 2001 по 2002 г. связан с таким уровнем дефолтов, который не наблюдался с начала 1990-х гг. Уровень дефолта для корпоративных облигаций спекулятивного уровня составлял соответственно 9,2 и 9,5 % в 2001 и 2002 гг. по сравнению с 8 и 11 % в 1990 и 1991 гг. С точки зрения объема уровень дефолта был значительно хуже, чем в начале 1990-х гг.: он достиг небывалой величины в 190 млрд долл. США в 2002 г. по данным Стэндард энд Пурз, по сравнению с приблизительно 20 млрд долл. США в 1990 и 1991 гг.[1]

В то же время при высоком уровне дефолта уровни возмещения были чрезвычайно низкими, что приводило к существенным кредитным потерям большинства крупных банков.

Концентрация кредитов низкого качества в портфелях выданных займов связана с двумя основными причинами.

■ Существует так называемая дезинтермедиация[2] банков, которая началась в 1970-х гг. и продолжается по сей день. Эта тенденция означает, что крупные компании инвестиционного уровня с большей вероятностью получают заем у инвесторов посредством эмиссии облигаций на эффективных рынках капитала, чем берут заем в отдельных баyках.

■ Текущие правила уровня достаточности капитала предполагают, что банкам экономически более целесообразно на основании доходности с учетом риска предоставлять кредиты заемщикам с более низким кредитным качеством.

Как следствие, банкам все сложнее получать достаточную экономическую доходность по предоставленным кредитам, в частности по тем, которые предоставлены заемщикам инвестиционного уровня. Кредитные учреждения, прежде всего коммерческие банки, определили, что больше невыгодно просто предоставлять кредит и держать его до погашения.

Но в этой истории есть и положительный момент. Банки полагают, что все более и более выгодной является концентрация на предоставлении и обслуживании кредита, так как в этой сфере деятельности есть ряд преимуществ. Банки на протяжении последних лет построили надежные деловые отношения с клиентами посредством кредитования и предоставления иных банковских услуг. Банки в значительной степени усложнили структуры бэк-офисов, которые способствуют эффективному обслуживанию кредитов. Крупные банки имеют сейчас надежную систему реализации, которая позволяет им размещать финансовые активы среди розничных и институциональных инвесторов напрямую или посредством структурированных продуктов. Наконец, банки разработали надежные методы анализа и структурирования кредитов (см. гл. 10).

Банки будут более эффективно использовать эти преимущества по мере того, как они будут отходить от традиционной бизнес-модели "выдавать и держать" к новой бизнес-модели "гарантировать размещение и распределять". В соответствии с этой новой моделью банк обслуживает кредит, но финансирование кредита возлагается на инвесторов и в некоторой степени риск дефолта частично передается сторонним лицам.

Для этого во многих финансовых учреждениях кредитная функция проходит строгую оценку, а многие банки меняют метод управления кредитным риском.