Кредитная организация как общий объект инспекционной проверки

В определении, которое приведено в Инструкции Банка России № 149-И, подробно называются структурные подразделения проверяемой кредитной организации (головной офис, филиалы, ВСП кредитной организации, которые располагаются вне места ее нахождения).

Представители и служащие Банка России, уполномоченные проводить инспекционные проверки в кредитных организациях. В Инструкции Банка России № 149-И отмечается, что непосредственное проведение проверок кредитных организаций (их филиалов) осуществляется:

– уполномоченными представителями (служащими) Банка России, а именно: работниками инспекционных подразделений Банка России (Главной инспекции кредитных организаций Банка России, в том числе ее структурных подразделений, осуществляющих инспекционную деятельность Банка России на территории одного или нескольких федеральных округов РФ (далее – межрегиональные инспекции), входящих в их состав инспекций по субъектам РФ (далее – региональные инспекции));

– работниками иных структурных подразделений Банка России, осуществляющих функции контроля и (или) надзора по отдельным направлениям надзора (выполнение кредитными организациями нормативов обязательных резервов и т.п.);

– иными служащими Банка России (по решению должностного лица Банка России, обладающего правом поручать проведение проверки).

Организация инспекционной деятельности Банка России

Она осуществляется Главной инспекцией, в том числе:

– межрегиональными инспекциями, которые возглавляют генеральные инспекторы Главной инспекции, заместители генеральных инспекторов Главной инспекции;

– региональными инспекциями, которые возглавляют руководители региональных инспекций, заместители руководителей региональных инспекций;

Помимо того, что Банк России издаст нормативные акты, теперь в этой Инструкции Банка России № 149-И предусмотрено, что Банком России или Главной инспекцией (в пределах своей компетенции) издаются распорядительные документы, определяющие особенности организации инспекционной деятельности Банка России. Заметим, что такие полномочия предусмотрены только здесь. В Законе о Банке России их нет. Поэтому правовой статус этих распоряжений, на наш взгляд, не должен заменять нормативные акты Банка России.

Вообще-то, первые подразделения инспектирования кредитных организаций появились в структуре Банка России еще в 1994 г. Тогда они начали первые проверки довольно-таки ограниченного круга коммерческих банков.

До 1994 г. инспектирование вообще не проводилось. Постепенно такими проверками охватывался все более широкий круг коммерческих банков. Было создано главное управление инспектирования коммерческих банков, а в территориальных учреждениях – управления инспектирования коммерческих банков. В редакции Закона о банках 1996 г. понятие "коммерческий банк" было заменено на другое понятие – "кредитная организация". Соответственно были внесены коррективы в название подразделений инспектирования кредитных организаций. После кризиса 1998 г. инспекционная деятельность активизировалась. Но, тем не менее, до 2002 г. в законе не было правового регулирования инспекционных проверок кредитных организаций. С принятием в 2002 г. нового Закона о Банке России, эти вопросы регулируются на законодательном уровне. В ст. 73 Закона о банках в общей форме говорится о том, что Банк России должен проводить проверки кредитных организаций. При этом институт "главной инспекции" и "межрегиональных инспекций" там не употребляется. Они были введены нормативными актами Банка России. Соответственно о них говорится и в новых инструкциях Банка России. Полномочия и функции заместителей руководителя Главной инспекции, руководителей инспекционных подразделений Банка России, включая генерального инспектора Главной инспекции, руководителя региональной инспекции, устанавливаются Инструкцией Банка России № 149-И, нормативными и иными актами Банка России, в том числе распорядительными документами Банка России или Главной инспекции, а также положениями о Главной инспекции, межрегиональных инспекциях и региональных инспекциях.

В целом можно сделать вывод, что организационная структура, о которой идет речь, постоянно усложнялась. Само по себе это, на наш взгляд, может, с одной стороны, создать больший охват проверками кредитных организаций, но, с другой – вызвать замедление и затруднение быстроты проверок в силу множественности структур, на которые возложены задачи инспектирования кредитных организаций.