Кредитная деятельность

МВФ предоставляет кредиты в иностранной валюте государствам-членам, во-первых, для покрытия дефицитов платежных балансов; во-вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики путем кредитования правительств для осуществления бюджетных расходов.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, заключает с МВФ кредитное соглашение о предоставлении ей определенного вида кредита. Эти виды кредитования (механизмы) различаются по целевому назначению и условиям (сроки предоставления и погашения, сумма, стоимость, включая проценты, комиссии).

Кредит предоставляется в форме покупки страной-заемщиком в Фонде иностранной валюты (либо СДР), которая конвертируется в национальную валюту, зачисляемую на счет МВФ в ее центральном банке или ином учреждении, назначенном в качестве депозитария.

Для предоставления кредитов МВФ использует валюты ограниченного круга государств-членов (53 страны, включая Россию на 31 июля 2010 г.), состояние платежных балансов и золотовалютных резервов которых признается Фондом устойчивым. Состав этих валют определяется ежеквартально. Практически Фонд предоставляет кредиты в основном в долларах.

Рассмотрим основные механизмы кредитования с использованием собственных ресурсов МВФ через посредство "Счета общих ресурсов".

Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую государство-член может приобрести у МВФ в пределах 25% величины ее квоты (взноса в капитал), до Ямайского соглашения называлась "золотой", а с 1978 г. — резервной долей. Резервный транш определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой, находящейся на счете Фонда валюты данной страны. В пределах резервной доли страны-члены могут получать валютные средства в МВФ автоматически по первому требованию при условии обоснования своей потребности в покрытии дефицита платежного баланса. Резервная доля входит в состав международных резервов государств — членов МВФ.

Кредитные доли. Валютные кредиты сверх резервной доли делятся на четыре кредитные доли, или транши, — каждая по 25% квоты страны. Доступ государств-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен: сумма валюты страны в активах МВФ не может превышать 200% квоты (включая 75% квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна может получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125% ее квоты. Однако Устав предоставляет МВФ право приостанавливать это ограничение и превышать зафиксированный в нем лимит кредитования.

Договоренности о резервных кредитах "стэнд-бай" (с 1952 г.) обеспечивают государству-члену гарантию беспрепятственного получения валютного кредита МВФ в обмен на национальную валюту в пределах согласованных суммы и срока. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. С 1950-х гг. и до середины 1970-х гг. соглашения о кредитах "стэнд-бай" имели срок до года, с 1977 г. — до 18 месяцев и даже до трех лет в связи с увеличением дефицитов платежных балансов.

Механизм расширенного кредитования (с 1974 г.) дополняет резервный кредит и кредитные доли и предназначен для предоставления кредитов на более длительные сроки и в больших размерах, чем в рамках обычных кредитных долей. Основанием для кредитной заявки страны в МВФ о предоставлении расширенного кредитования является фундаментальное нарушение равновесия ее платежного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или цен. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года, при необходимости — до четырех лет, определенными порциями (траншами) в установленные промежутки времени — раз в полугодие, ежеквартально, иногда ежемесячно.

Главная цель кредитов "стэнд-бай" и расширенных кредитов — содействие государствам — членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от заемщика выполнения определенных условий, проведения финансово-экономических мероприятий. При этом степень жесткости условий нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Некоторые условия кредитных соглашений должны быть выполнены до получения кредита.

Ход выполнения обязательств страной — получателем кредита контролируется путем периодической оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых критериев реализации — количественных, относящихся к определенным макроэкономическим показателям, либо структурных, отражающих институциональные изменения в экономике.

Лимиты доступа государств-членов к ресурсам МВФ в рамках кредитных долей и расширенного кредитования устанавливаются Исполнительным советом и ежегодно обсуждаются.

Однако с 1994 г. эти лимиты сохранялись без изменений:

1) предоставление кредитов на протяжении года — до 100% квоты государства-члена;

2) кумулятивная, включающая задолженность страны по ранее полученным кредитам, предельная величина — 300% квоты (за вычетом погашенных или запланированных к погашению кредитов).

В условиях мирового кризиса указанные лимиты с 2009 г. были удвоены: годовой — до 200% и кумулятивный — до 600% величины квоты. В необходимых случаях лимиты могут быть превышены.

В установленный срок государство-заемщик обязано "выкупить" национальную валюту у Фонда, иными словами, погасить задолженность, вернув ему средства в СДР или иностранных валютах. Возврат кредитов "стэнд-бай" производится в течение 3,25—5 лет со дня получения каждого транша и при расширенном кредитовании — 4,5—10 лет. Если находящаяся в МВФ национальная валюта государства-должника покупается другой страной, тем самым погашается ее задолженность Фонду. МВФ в целях ускорения оборота своего капитала поощряет более быстрый возврат должниками полученных кредитов.

Помимо стандартных механизмов в МВФ используется ряд временных и специальных методов кредитования — различных по целям, условиям и стоимости — в дополнение к кредитным долям стран. По мере изменения объективных условий и целевых установок стандартные и специальные методы кредитования трансформировались (объединялись, разъединялись, отменялись).

С учетом опыта финансовых и валютных кризисов 1990-х гг. МВФ внес изменения в свою кредитную деятельность в целях антикризисного управления, оказания помощи странам для противодействия кризисным потрясениям. Эти новации были нацелены на расширение доступа стран к финансовым ресурсам Фонда, а также повышение быстроты его реакции на возникновение кризисов на финансовых, в том числе валютных, рынках.

В условиях стремительного развития в 2008 г. глобального финансово-экономического кризиса особенно резко ухудшилось экономическое положение ряда стран, скачкообразно увеличилась их потребность в финансовой помощи со стороны МВФ. В связи с кризисом под давлением мирового сообщества МВФ существенно модернизировал свою кредитную деятельность.

Эволюция кредитной политики МВФ происходила по следующим направлениям. До кризиса преобладал акцент на мониторинг (надзор) экономической политики стран, не прибегавших в ряде случаев к фактическому получению кредита. В условиях кризиса, напротив, главным стал упор на предоставление странам реальных кредитов. Для этого было достаточно наличие у Фонда уверенности в том, что экономика государства-заемщика находится в благополучном состоянии и проводимая им экономическая политика соответствует традиционным требованиям Фонда.

29 октября 2008 г. был введен новый вид кредита — "Механизм краткосрочной поддержки ликвидности". Это расширило возможности получения государствами-членами кредитов МВФ, но некоторые особенности данного метода вызывали недовольство ряда стран и "Группы 20". Поэтому он просуществовал менее 5 месяцев.

В марте 2009 г. Фонд разработал новый кредитный инструмент под названием "Гибкая кредитная линия" — ГКЛ. Такие кредиты предоставляются только странам, удовлетворяющим в данный момент стандартным квалификационным критериям: наличие у страны прочных ("очень хороших") базовых макроэкономических показателей, проведение обоснованной и эффективной экономической политики, успешный опыт ее предыдущего осуществления, готовность к применению корректирующих мер при возникновении кризисных потрясений.

Открытие стране гибкой кредитной линии в МВФ означает:

• возможность получения безусловного (без предъявления Фондом требований относительно экономической политики) крупного единовременного кредита;

• отсутствие жесткого лимита этого кредита с учетом реальных потребностей страны (по кредитам для краткосрочной поддержки ликвидности был лимит в размере 500% квоты страны в Фонде);

• открытие возобновляемой кредитной линии, которая по усмотрению заемщика может первоначально предоставляться на 6 или 12 месяцев при условии предоставления по истечении 6 месяцев отчета о соответствии экономической политики страны установленным требованиям;

• возможность получения кредита в качестве превентивного инструмента (что не допускалось при СЛФ) или ее использования в любое время с момента открытия кредитной линии без деления на этапы и без предъявления требований к экономической политике заемщика в отличие от традиционных кредитов Фонда;

• более продолжительный период погашения задолженности (от 3,25 до 5 лет по сравнению с максимальным периодом пролонгации в рамках СЛФ до 9 месяцев).

К другим нововведениям в кредитной политике МВФ относятся меры, ориентированные на страны с относительно более низким уровнем дохода, которые могут получать кредиты, не имеющие льготного характера. В их числе:

• расширение договоренностей о резервных кредитах "стэнд-бай". Их реформирование направлено на повышение степени гибкости, обеспечение доступности в качестве антикризисного механизма для тех стран, которые не соответствуют требованиям, предъявляемым Фондом при использовании "гибкой кредитной линии". Новые условия кредитов "стэнд-бай" расширяют доступ этой группы государств к кредитам и возможность их получения в превентивном порядке, т.е. до разработки экономической политики заемщика с учетом требований Фонда;

• модификация требований, предъявляемых МВФ к государствам-заемщикам: контроль над их экономической политикой посредством строгого отслеживания выполнения набора заранее согласованных мероприятий заменен более гибким подходом к соблюдению контрольных показателей в рамках более широкого обследования хода реализации запланированной программы. Предполагается, что эти модификации будут побуждать страны обращаться к кредитам МВФ заблаговременно, до чрезмерного обострения возникших у них проблем.

30 августа 2010 г. Исполнительный совет МВФ ввел новые меры по совершенствованию "гибкой кредитной линии":

1) увеличен вдвое допустимый срок действия договоренностей об использовании кредитной линии до 12—24 месяцев с промежуточным обзором по истечении года для контроля за соответствием экономической политики признанным квалификационным критериям; устранен неписаный, но фактически существовавший ранее кумулятивный предел доступа к ресурсам Фонда в размере 1000% квоты государства-члена; введено требование об участии Исполнительного совета на раннем этапе оценки объема этого кредита и воздействия расширенного доступа к нему на ликвидную позицию МВФ;

2) введен новый вид кредита — "Превентивная кредитная линия" (ПКЛ), — предназначенный для стран с удовлетворительной (хорошей) экономической политикой, но не соответствующей более требовательным квалификационным критериям ГКЛ. "Превентивная кредитная линия" упрощает ретроспективные условия кредита, требующие устранения недостатков его экономической политики (допустимы "умеренные факторы уязвимости" в одной или двух областях). Таким образом, этот вид кредита давал возможность использовать кредитные линии МВФ для пополнения запаса международной ликвидности более широкой группе стран по сравнению с критериями гибкой кредитной линии.

Следующий этап реформы кредитной деятельности МВФ (решение от 21 ноября 2011 г.) предусматривает новые изменения. Во-первых, ПКЛ заменена "превентивной линией для предоставления ликвидности". Этот кредит может быть использован в более разнообразных целях, в том числе для страхования риска потерь от грозящих кризисов и краткосрочного пополнения ликвидных резервов страны в целях прекращения цепной реакции распространения экономических потрясений. Превентивная линия для предоставления ликвидности может использоваться:

• если страна — член Фонда испытывает не только потенциальную, но и реальную потребность в покрытии дефицита платежного баланса. Сохранение квалификационных условий прежней "превентивной кредитной линии" означает, что эти новые кредиты доступны только странам, экономика которых относительно устойчива, а экономическая политика признается обоснованной и не внушает опасений;

• для удовлетворения краткосрочных потребностей в ликвидности в целях покрытия дефицита платежного баланса. Срок кредита — 6 месяцев, лимит доступа к кредиту — 250% квоты государства-члена, при исключительных обстоятельствах — 500%;

• для получения кредита сроком от 12 до 24 месяцев в пределах 500% квоты государства-члена в первый год и до 1000% квоты во второй год. Предусмотрено проведение мониторинга Исполнительным советом Фонда раз в 6 месяцев.

В соответствии с новым этапом реформы прежние специальные кредитные механизмы экстренной помощи МВФ (на случай стихийных бедствий и постконфликтных ситуаций) объединяются в новый инструмент ускоренного финансирования для удовлетворения всего спектра неотложных потребностей, в том числе обусловленных внешними потрясениями. Механизм ускоренного кредитования:

• расширяет круг неотложных потребностей, связанных с дефицитом платежного баланса, не ограничиваясь, как прежде, стихийными бедствиями и последствиями военно-политических конфликтов; может использоваться для поддержки экономической политики и технической помощи;

• предоставляет возможность получения государствами-членами кредита немедленно после утверждения договоренности. Лимиты доступа — 50% квоты государства-члена в год и 100% в совокупности;

• предусматривает обязанность государства-заемщика разработать свой план экономической политики для устранения нестабильности платежного баланса, чтобы Фонд был уверен в поисках преодоления этих трудностей.

По оценке МВФ, "укрепление Фондом инструментов страхового типа призвано содействовать более своевременному обращению стран за содействием Фонда для предотвращения кризисов. Оно должно также помочь им защититься в случае системного кризиса"[1]. Перестройка кредитной деятельности МВФ направлена на облегчение условий, расширение сроков и лимитов доступа к кредитам для развитых и наиболее крупных развивающихся стран, переживающих, с точки зрения МВФ, временные и в основном обусловленные внешними факторами трудности.