Заключение

Таким образом, понятие "техника" включает в себя всю совокупность искусственных материальных средств и способов их создания и эксплуатации. В этом смысле техника является формой человеческого существования в мире, его преобразования человеком в результате сознательной деятельности, а техническое знание — неотъемлемой частью технического мира. В своем историческом развитии человечество накопило огромный массив знаний, обусловленный развитием предметной преобразующей деятельности. Технический прогресс неразрывно связан с происхождением и развитием человека, а технические знания, отражающие взаимодействие общества с природой, составляют основное ОГЛАВЛЕНИЕ культуры. Технические знания наделены проникающей способностью, т.е. при наличии благоприятных условий они могут легко заимствоваться, передаваться из одного сообщества другому. Обращение к технике и комплексу обслуживающих ее знаний требует широкого терминологического аппарата, что достигается не только использованием терминов "техника", "техническое знание", но и "технология", "техносфера", "техническая реальность".

Технические знания существовали и существуют в различных формах и на различных уровнях организации — от прямых и непосредственных предписаний к деятельности до описания технологий, материалов, инструментов, приборов, устройств, сооружений, сложных систем и т.д. Процесс образования технических знаний, так же как и процесс появления техники, можно представить как результат взаимодействия человека и природы, субъекта и объекта. В процессе общественно-практической деятельности расширяется не только объем технических знаний, но и сфера их приложения. Для современного этапа развития общества характерно, что технические знания приняли теоретическую форму и оказались в органическом взаимодействии с естественными и социально-гуманитарными науками.

Выявление сущности технического мира и знаний о нем становится возможным только с позиций философской рефлексии, поскольку современная техника и технологическая деятельность представляют собой сложную саморазвивающуюся систему, обладающую определенной автономией и имеющую логику собственного развития. Техника по своей природе амбивалентна, т.е. оказывает как позитивное, так и негативное воздействие на человека и социальный мир. Поскольку противоречия между старыми и новыми теориями, различными отраслями научного знания, между потребностями производства и ограниченностью знаний, между потребностями и темпами развития техники и науки все более нарастают, в рамках философии техники проблематика технического знания приобретает все большее значение.

До середины Нового времени технические знания существовали преимущественно в ремесленной, отчасти мифологической, форме, что было обусловлено неразвитостью собственно научных знаний. Выделение науки в особую сферу знаний, обладающих структурой, принципами и нормами, развитие наук о естественной природе способствовали постепенному приобретению массивом технических знаний научного характера, выделению технических наук в качестве особой отрасли научного знания. При этом само становление науки как особой и доминирующей сферы знаний в значительной степени обусловлено предшествующим техническим прогрессом. В целом по мере исторического развития человечества прогресс технических знаний приобретает все более ускоряющийся и закономерный характер.

Технические науки представляют собой специфическую сферу научных знаний, формирующуюся в ходе исследования и проектирования инженерных объектов, в которых и с использованием которых осуществляется целесообразное преобразование вещества, энергии, информации. Технические науки, составляя основу для поиска, создания и эксплуатации предметных структур практики, обеспечивают знаниями, необходимыми для расчетно-проектировочной деятельности, что позволяет, с одной стороны, определять функциональные, конструктивные и иные параметры создаваемых объектов, а с другой — структурировать саму процедуру разработки технических устройств и технологических процессов.

Возникновение любой технической науки, знания о технической реальности становится возможным в том случае, когда накоплен значительный эмпирический материал и дальнейшее познание фактов не может развиваться без теоретического обобщения. При этом исторически первой и ведущей является теория механизмов и машин, поскольку именно технологические машины явились могущественным средством увеличения производительности труда. На начальной стадии теория механизмов и машин (как техническая наука и механика, так и естественнонаучная теория) длительное время развивались в рамках единой системы знаний. В дальнейшем революционные изменения в науке, с одной стороны, и становление комплекса технических наук, охватывающих все области технического бытия, их дифференциация и интеграция в результате последующих технических изобретений, освоения новых источников энергии — с другой, привели к образованию особой научно-технической картины мира. В целом научно-техническое знание прошло все основные стадии эволюции науки. Более того, можно утверждать, что история техники и технического знания позволяет проследить эволюцию науки в целом и революционные сдвиги в ее истории с точки зрения изменения миропонимания и, соответственно, построения естественнонаучной и технической картин мира.

Возникновение и развитие знания о технической реальности (особенно технических наук) положило начало процессу превращения науки в непосредственную производительную силу, которая предполагает решение технических проблем с известным опережением потребностей материального производства. Этому способствуют характер и механизм технических проблем. На современном этапе развития науки любая крупная научная революция является одновременно технической революцией.

Непосредственными пользователями этих знаний являются специалисты, современные инженеры, соединяющие процессы изобретения, конструирования и проектирования с теоретическими методами работы. По этой причине анализ природы технического знания неотделим от исследования особенностей инженерной деятельности. Техническая и инженерная практика, а также участие опытной науки позволили создать теоретические описания объектов практики. Эволюция инженерной деятельности происходит в направлениях развития социотехнического проектирования и повышения значения этических императивов.

Основанием теорий в технических науках являются, как и в науках о природе, системно организованные комплексы абстрактных объектов. Содержательные особенности технического описания обусловлены, во-первых, тем, что объект технического описания предварительно конструируется самим субъектом в ходе эволюции производства или в процессах изобретательства, конструирования и проектирования, а во-вторых, тем, что описание технического объекта всегда является многослойным, что требует наложения и синтеза абстрактных схем, отображающих различные слои организации самого объекта. Методология технических наук подчинена принципу оптимальности технических и социотехнических систем, выступающему частным случаем общенаучного принципа объективности.

Современное техническое знание представляет собой сложную систему взаимодействующих элементов метатеоретического, теоретического, эмпирического и производственно-практического уровней, тесно связанную с системами знаний других наук, а также с широкой сферой социального, гуманитарного, обыденного знания. В настоящее время техническое знание вступило в новый этап своего развития, который связан с переходом от проектирования, конструирования и использования отдельно взятых машин к созданию автоматических комплексов, отличающихся большой сложностью. Этот процесс потребовал сближения всей системы наук и технического знания. Создание автоматических технических систем, техносферы оказалось возможным на принципиально новых теоретических основах.

Технические науки в системе "наука — техническая реальность" несут интегративную функцию, а доминирующее значение принадлежит социально-гуманитарным наукам. Научно-техническое знание является ценностно-нагруженным, поскольку подразумевает определенный способ человеческой деятельности, ориентацию человека, представление о соотношении человека и техники. Оно выступает одной из форм общественного сознания, ОГЛАВЛЕНИЕ и специфика которой заключаются в целостном отражении всей деятельности общества и ее результатов. Все более определенно проявляется тенденция антропологизации научно-технического знания, которое становится одним из важнейших факторов духовной культуры общества и условий всестороннего развития человека.