Креативное образование современного менеджера

Полезно задуматься

Что такое креативное образование? В чем его ОГЛАВЛЕНИЕ и особенность? Какую роль играет креативное образование в развитии исследовательского потенциала современного менеджера?

ОГЛАВЛЕНИЕ и особенности креативного образования

Часто встречается настороженное отношение к проблеме, которая имеет такую замысловатую формулировку – "креативное образование". Однако это понятие наряду с другими – "креативная деятельность", "креативные способности – сегодня уже широко используются как в западной, так и в российской научной мысли и имеют вполне конкретное и весьма значительное практическое ОГЛАВЛЕНИЕ. Во многих странах, в частности, в Великобритании, в некоторых школах бизнеса ведется специальная подготовка менеджеров по программе креативного менеджмента.

Давно известно, что хорошее образование – это залог успеха в дальнейшей профессиональной деятельности специалиста. В процессе получения образования формируется комплекс необходимых знаний и навыков, профессиональных установок, готовность к определенным видам деятельности. Образование определяет уровень развития тех или иных способностей и даже корректирует и формирует индивидуальность или личностные черты специалиста.

Образование по его видам, содержанию, формам, продолжительности, целевым установкам, методам может быть различным. Некоторые черты традиционного образования представлены на рис. 5.13.

Рис. 5.13. Альтернативные виды образования менеджера (традиционное образование)

Однако в данном учебнике мы не будем давать развернутую, детальную классификацию образования, хотя нельзя не признать, что это очень полезное дело для осмысления современных тенденций развития образования. У нас другая задача – раскрыть ОГЛАВЛЕНИЕ тех видов образования современного менеджера, которые сегодня являются наиболее актуальными и перспективными и определяют исследовательский потенциал современного менеджера. Такими видами образования являются: системологическое, креативное, непрерывное, фундаментально-практическое, вариативное, ориентированное на качество деятельности, опережающее (перспективное). Каждый из этих видов заслуживает отдельного разговора и специального исследования. Но центральное место в этом перечне занимает креативное образование. Оно как бы интегрирует все другие виды, соединяет их в комплекс весьма важных, позитивных характеристик профессионального формирования и становления менеджера (рис. 5.14).

Креативное образование – образование, ориентированное на развитие творческих способностей человека и закрепление в его профессиональном сознании установок на поиск инноваций, анализ проблем и вариантов деятельности. Это образование, мотивирующее самостоятельное осмысление действительности, самопознание индивидуальности, превращение знаний в потенциал мышления и саморазвития.

Креативное образование является альтернативой образованию репродуктивному, преимущественно прагматическому, образованию "знания опыта", нормативному (исполнительскому).

Рис. 5.14. Альтернативные виды образования менеджера (креативное образование)

Креативное образование ориентировано на утверждение и развитие искусства управления, которое рождается и проявляется лишь при определенных обстоятельствах и условиях образования. Оно расширяет диапазон видения проблем развития и проектирования вариантов их решения. Что, если не это, должно быть главным в деятельности современного менеджера и обеспечивать ему успех в условиях конкурентной борьбы, неожиданных изменений экономической конъюнктуры, ускорения технологического прогресса и уплотнения времени, усложнения социально-психологической структуры современного человека, кардинального изменения образа жизни под воздействием процессов урбанизации, информационного взрыва, применения технических средств самого различного назначения?

Современный менеджер все в большей степени должен становиться творцом, исследователем, инициатором, вдохновителем. Ведь не случайно, например, в Японии менеджер считается не начальником, а учителем, люди, которыми он управляет, рассматриваются им не подчиненными, а последователями (и они сами считают себя таковыми). В этом есть глубокий смысл, раскрывающий тенденции развития современного менеджмента. Только творец может вести за собой. Но таким творцом менеджер должен стать в процессе образования. В этом, быть может, отличие понятий "образование" и "подготовка". Менеджера надо не просто готовить к определенной деятельности, он должен сформироваться, "образовываться" в качестве творца, способного видеть, распознавать, понимать и разрешать современные проблемы. Но каким тогда должно быть образование? Всегда ли сегодня мы ориентируем образовательный процесс на эту ролевую позицию менеджера? Что можно сделать и изменить в современном образовании, чтобы оно отвечало потребностям эффективного, творческого и перспективного менеджмента? Вот круг вопросов, которые характеризуют проблему креативного образования менеджера.

Потребность в креативном образовании сегодня проявляется довольно остро (рис. 5.15).

Рис. 5.15. Потребность в креативном образовании менеджера и возможность его реализации

Ставя такую проблему, хотелось бы отметить, что это не только проблема первоначального высшего образования. Она характерна для всех видов образования, носит сквозной характер. В системе второго, дополнительного и квалификационного образования эта проблема имеет не меньшее, если не большее значение. Ведь формирование профессионального сознания происходит не с "чистого листа", а на основе "ломки" некоторых устоявшихся консервативных установок, негативных привычек, прагматических навыков. При этом надо учитывать, что управлять творчески и опираясь на коллективное творчество группы всегда сложнее.

Креативный менеджмент начинается с креативного образования, где бы оно ни осуществлялось – в университете или школе бизнеса, путем самообразования или практической деятельности.