Краткое ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Первоначально, на заре научного подхода к управлению организациями, была сформирована концепция "рационально- экономического" человека. В соответствии с ней человек мотивируется в первую очередь экономическими побуждениями. Поскольку они находятся под контролем организации, человек является пассивным объектом манипуляции и контроля с ее стороны. При этом задача организации состоит в том, чтобы нейтрализовать проявления непредсказуемых личностных свойств.

2. На смену вышеупомянутому подходу пришла концепция "социального" человека, подчеркивающая исключительное значение социальных потребностей, которые игнорировались концепцией "рационально-экономического" человека. Особенно выделялась потребность личности быть значимым членом группы. При этом считалось, что социальные потребности являются не менее, а даже более важными, чем экономическое стимулирование. Она исходила из того, что потребности в принадлежности к той или иной группе и в одобрении с ее стороны являются наиболее существенными и определяющими поведение личности в организации.

3. Концепция "самоактуализирующегося" человека была основана на теории иерархии потребностей американского психолога А. Маслоу. В соответствии с ней, все человеческие потребности можно представить в виде своеобразной иерархии – от низших к высшим, вплоть до потребности в самоактуализации. Любой человек, по Маслоу, стремится к самоактуализации, хочет добиться совершенства в своей работе, если другие его потребности более или менее удовлетворены.

4. Исследования, проведенные в 1960–1970-е гг., показали, что структура личности человека как члена организации гораздо сложнее, чем это представлялось ранее. Было выявлено, что члены различных социальных групп проявляют заметные различия в мотивации. Не было обнаружено прямой связи между вознаграждениями, получаемыми работниками, их удовлетворенностью и продуктивностью. На основе этих и подобных им данных начинает развиваться "ситуационный подход", акцентирующий внимание на многогранности и уникальности каждого человека в организации.

5. В конце XX – начале XXI в. на Западе начинает разрабатываться модель организации, называемая "индивидуализированной корпорацией". Главные характеристики такой организации – стимулирование индивидуальной инициативы, формирование у людей ответственности за свои действия, демократизация информации, создание небольших децентрализованных подразделений, установление непрерывного обучения всего персонала, включая менеджеров всех уровней.