Краткий экскурс в историю педагогики

Как и всякое общественное явление, воспитательная деятельность и ее характер под влиянием общественных условий постоянно развивались и совершенствовались. Долгое время, например, дети усваивали производственный и моральный опыт в процессе совместной трудовой деятельности и повседневного общения со старшими. Так было в дородовом обществе и при родовом строе, когда сам этот опыт был еще сравнительно простым. Вот почему воспитание в этот период еще не составляло специфической области профессиональной деятельности людей. Это значит, что в то время не было ни специальных воспитательных учреждений, ни лиц, которые специально занимались бы педагогической деятельностью и профессией которых было бы воспитание.

Известно, что первое упоминание о школе встречается в древнеегипетских источниках за две с половиной тысячи лет до нашей эры. "То была дворцовая школа, где жрецы обучали детей царских сановников начаткам арифметики и геометрии". Как видим, в этой школе детей обучали не специальные профессионалы-воспитатели, а жрецы, для которых подобная работа была отнюдь не главной, а осуществлялась попутно с использованием основных обязанностей. Во многих же случаях детей обучали родители, другие члены семьи или старики.

Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную общественную функцию, люди стали задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности. На одном из древнеегипетских папирусов запечатлено изречение: "Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют". Это была уже своеобразная педагогическая идея, определенный подход к воспитанию. Уже в трудах древнегреческих философов — Фалеса из Милета (ок. 625 — ок. 547 гг. до н.э.), Гераклита (ок. 530—470 гг. до н.э.), Демокрита (460 — нач. IV в. до н.э.), Сократа (469—399 гг. до н.э.), Платона (427—347 гг. до н.э.), Аристотеля (384—322 гг. до н.э.), Эпикура (341 — 270 гг. до н.э.) и других содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведет свое происхождение и термин педагогика, который закрепился в качестве названия науки о воспитании.

Надо сказать, что из Древней Греции произошли и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа, что означает досуг, гимназия (от греч. гимнасий) — общественная школа физического развития, а впоследствии просто средняя школа, и др.

Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ. Он учил своих учеников вести диалог, полемизировать, логически мыслить. Сократ побуждал своего ученика развивать последовательно спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого исходного утверждения, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и подводил к выводам. Этот метод искания истины и обучения получил название "сократовский". Главное в методе Сократа — это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению.

Ученик Сократа философ Платон основал собственную школу, где читал ученикам лекции. Эта школа получила название Платоновской академии (слово "академия" происходит от мифического героя Академа, в честь которого была названа местность вблизи Афин, где Платон основал свою школу).

В педагогической теории Платона выражалась идея: восторг и познание — единое целое, поэтому познание должно приносить радость, и само слово "школа" в переводе с латинского означает "досуг", который связан всегда с чем-то приятным, поэтому важно делать познавательный процесс приятным и полезным во всех отношениях.

Продолжателем педагогического наследия Платона стал его ученик, известный философ Аристотель, который создал свою школу, лицей, так называемую перипатетическую школу (от греческого слова -прохаживаюсь). Аристотель имел обыкновение во время чтения лекций прогуливаться в ликее со своими слушателями. Аристотель написал трактаты по философии, психологии, физике, биологии, этике, социальной политике, истории, искусству поэзии и риторики, педагогике. В его школе речь шла прежде всего об общей культуре человека. Он внес много в педагогику: ввел возрастную периодизацию, рассматривал воспитание как средство укрепления государства, считал, что школы должны быть государственными и все граждане должны получать одинаковое воспитание. Семейное и общественное воспитание он рассматривал как части целого. Он сформулировал принцип образования — принцип природосообразности, природолюбия.

Сегодня, в XXI в., мы ратуем за экологизацию всего процесса воспитания, стремимся, чтобы чувство природы закладывалось в каждом еще со школьных лет. Но у Аристотеля это уже было.

Большое внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию. Он считал, что "из привычки так или иначе сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков". В целом он рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного, причем, по его мнению, "физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальному".

1. "Спартанское" воспитание предполагало, что все дети воспитывались с 7 лет вне родительской семьи, в суровых условиях выживания, физических испытаний, тренировочных боях и сражениях, физических наказаний и требований беспрекословного послушания. В чтении и письме учились только самому необходимому, в остальном преследовалась одна цель: беспрекословное послушание, выносливость и наука побеждать.

2. В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых имели религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XVI—XVI вв.), когда происходило разложение феодализма и начиналось развитие буржуазного общества. Виднейшие деятели этой эпохи: итальянский гуманист Витторино да Фельтре (1378— 1446), испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442—1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1469—1536), французский писатель Франсуа Рабле (1494—1553), французский философ Мишель Монтень (1533—1592) и другие выдвигали немало оригинальных и прогрессивных для своего времени педагогических идей. Они критиковали средневековую схоластику и механическую зубрежку, процветавшие в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков феодального угнетения и религиозного аскетизма.

3. Как особая наука педагогика впервые была вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. Английский философ и естествоиспытатель Ф. Бэкон (1561 — 1626) в 1623 г. издал свой трактат "О достоинстве и увеличении наук". В нем он сделал попытку классифицировать пауки и в качестве отдельной отрасли научного знания назвал педагогику, под которой понимал "руководство чтением". В этом же столетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами и авторитетом выдающегося чешского педагога Я. Коменского (1592 1670), теоретические идеи которого получили широкую известность и мировое призвание и до сих пор сохраняют свое научное значение. В своем знаменитом труда "Великая дидактика" Я. Коменский разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми. Большое внимание он уделял нравственному воспитанию детей, а в книге "Материнская школа" детально изложил свои взгляды на семейное воспитание.

Я. Коменский, чешский мыслитель-гуманист, философ, выдающийся педагог создал стройную педагогическую систему, прогрессивную по своему содержанию и актуальную до сих пор. Над своим капитальным трудом "Великая дидактика" он работал с 1627 по 1638 г. Права была М. Шагинян, что многое возникло в современной жизни из его дидактики: "современная школа, всеобщее образование (без различий наций, классов, пола), метод наглядного обучения, звуковой метод, преимущество родного языка перед иностранным, режим и порядок школьного образования, значение физических упражнений, обязательность музыки в числе школьных предметов, чередование занятий и отдыха, сад или площадка при школе и целый ряд других практических вещей- все это выросло из дидактики Я. Коменского, всем этим человечество обязано ему".

Метод обучения, который предлагал Я. Коменский, в отличие от схоластической школы, не отвращал детей от занятий, а должен был возбуждать в них радость, превращая овладение знаниями в приятное занятие, позволяя пройти путь к вершинам пауки без скуки, окриков и побоев, а как бы шутя и играя (он предлагал учебные игры, учебные пьесы, написал книги "Школа — театр", "Школа — игра". Школа, по Я. Коменскому, — дом радости. Его дидактика построена на принципе целесообразности и природосообразности (вспомните Аристотеля).

Его девиз: никакого насилия над человеком! Он писан: "Академические учебные работы будут продвигаться вперед легко и успешно, если каждый посвятит себя тому виду занятий, к которому, как это можно заключить по верным признакам, его предназначила природа. Ибо по природным дарованиям один является музыкантом, поэтом, оратором, физиком и т.д., в то время как другие более склонны к богословию, медицине, юриспруденции".

Я. Коменский выдвинул идею непрерывности образования (учить через всю жизнь), разработал систему дошкольного и школьного обучения и воспитания, говорил о том, что в каждом государстве должны быть академии — высшие школы для молодежи с 18 до 24 лет, а также "школы зрелого возраста".

Я. Коменский высоко поднимал значимость нравственного воспитания, он писал: "Надо следить за тем, чтобы академии воспитывали только трудолюбивых, честных и способных людей. Они не должны терпеть лжестудентов, которые, подавая другим вредный пример бездействия и роскоши, расточают отцовское имущество и губят свои годы. Ведь слово студент в переводе с латинского "усердно занимающийся"".

В плане совершенствования обучения Я. Коменский первый ввел принцип наглядного обучения, издав иллюстрированный учебник "Мир чувственных вещей в картинках". Он создал пансофическую школу (кабинеты физики, механики, естественно-исторических наук, кабинет биологии и пришкольный сад). Важна и актуальна до сих пор его идея: "Сообщить ученикам не отдельные, разрозненные знания, а систему знаний, энциклопедию, которая могла бы связно удержаться в памяти, снабдить сведением о самом основном в каждой науке и сделать учащегося универсально образованным человеком". Он писал: "Если из наших знаний исключить то, что менее необходимо, то у нас было бы в распоряжении по меньшей мере вдвое больше времени и мы затрачивали бы вдвое меньше труда. Надо уметь отбирать только нужное". Я. Коменский считал, "что все имеющее между собой связь должно быть преподаваемо одновременно, параллельно друг с другом" (сравни с современной идеей межпредметных связей).

Удивительно, что идеи Я. Коменского, высказанные 350 лет назад, так актуальны и полезны в наше время. По праву его считают гениальным педагогом-провидцем.

4. Вслед за ним в историю западноевропейской педагогики вошли имена таких ее виднейших деятелей, как Дж. Локк (1632—1704) в Англии, Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) во Франции, И. Г. Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, И. Гербарт (1776-1841) и А. Дистервег (1790-1866) в Германии.

В своем труде "Мысли о воспитании" Дж. Локк уделял большое внимание психологическим основам воспитания, а также нравственному формированию личности. Отрицая наличие врожденных качеств детей, он уподоблял ребенка "чистой доске" (tabula rasa), на которой можно писать что угодно, указывая тем самым на большую силу воспитания. Ж.-Ж. Руссо, напротив, исходил из идеи природного совершенства детей. По его мнению, воспитание не должно мешать развитию этого совершенства, а потому следует предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи философа положили начало разработке теории "свободного воспитания" и педоцентризма в педагогической науке, согласно которым воспитание должно следовать исключительно интересам и желаниями детей и способствовать их развитию.

Ж.-Ж. Руссо (1712—1778) изложил педагогические воззрения в книге "Эмиль, или О воспитании". Философ критикует книжный характер обучения, оторванный от жизни, предлагает учить тому, что ребенку интересно, чтобы ребенок был сам активен в процессе его обучения и воспитания, надо доверять ему его самовоспитание. Ж.-Ж. Руссо был поборником развития у детей самостоятельного мышления, настаивая на активизации обучения, сто связи с жизнью, с личностным опытом ребенка, особое значение придавал трудовому воспитанию.

5. Идеи Ж.-Ж. Руссо получили дальнейшее развитие и практическое воплощение в трудах швейцарского педагога И. Г. Песталоцци (1746— 1827), который утверждал, что цель обучения — в развитии человечности, в гармоническом развитии всех сил и способностей человека. Он считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней деятельности.

Главная заслуга И. Г. Песталоцци в том, что он один из основоположников дидактики начального обучения. Его теория элементарного образования включает умственное, нравственное, физическое и трудовое образование, которое осуществляется в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге получить гармоническое развитие человека. Его идею развивающего обучения К. Д. Ушинский называл великим открытием. И. Г. Песталоцци разработал методику обучения детей счету, измерению и речи, расширил элементарные сведения обучения, включив в него сведения из геометрии, географии, а также рисование, пение и гимнастику.

И. Г. Песталоцци в своем сочинении "Лингард и Гертруда" развивал идеи о гуманном характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитии им сочувствия и сострадательности к людям как основы их нравственного развития. В практической педагогической деятельности он пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда, использовал воспитательную роль детского сообщества, получившего впоследствии название воспитательного коллектива, для нравственного формирования своих питомцев.

Заметную роль в разработке педагогических основ воспитания сыграл И. Гербарт, предложив практические способы нравственного воспитания (сдерживающий, направляющий, нормативный, морализаторский, увещевающий), но отдельные его идеи носили консервативный характер. Именно с этих позиций он считал необходимым подавлять в детях "дикую резвость", используя для этого физические наказания, а также осуществлять неослабный надзор за их поведением и записывать их проступки в особый журнал — кондуит. В обучении И. Гербарт выделил преподавание и учение, раскрыл логику учебного процесса, предложил новые методы обучения (описательный, аналитический и синтетический) и соотнес их с последовательностью учебного процесса.

6. С прогрессивно-демократических позиций разрабатывал педагогическую теорию немецкий педагог А. Дистерверг (1790—1866). Особенно полезными являются его идеи об активизации учебной деятельности учащихся, усилении их самостоятельной работы. Он был последователем И. Г. Песталоцци и основными принципами воспитания считал природосообразность, культуросообразность и самодеятельность.

Под природосообразностью он понимал возбуждение врожденных задатков ребенка в соответствии с заложенным в нем стремлением к развитию. Выдвинутый им принцип культуросообразности означал, что воспитание должно считаться не только с природой ребенка, но и с уровнем культуры данного времени и страны. Самодеятельность, самостоятельность учащихся А. Дистерверг считал решающим фактором, определяющим личность человека, все его поведение.

Он дополнил идею И. Г. Песталоцци о развивающем обучении, сформулировал 33 закона и правила, например дидактические правила: ясность, четкость, последовательность, самостоятельность учащихся, заинтересованность учителя и ученика.

7. С XVIII в. начинается профессиональная подготовка учителей. В 1732 г., в частности, открывается первая учительская семинария в Германии (г. Штеттин). В 1779 г. учреждается педагогическая (учительская) семинария при Московском университете, а с 1804 г. последовало открытие в России педагогических институтов. Становится необходимым преподавание педагогики как особой научной дисциплины, а в 1840 г. в Главном педагогическом институте открывается кафедра педагогики.

8. Активно разрабатывались идеи воспитания в российской педагогике. Необходимо отмстить, что в России с давних времен открывались школы. Сохранились сведения об открытии школы на 300 детей в Новгороде в 1030 г.

Весьма плодотворной была теоретическая и практическая деятельность в области педагогики выходца из Белоруссии С. Полоцкого (1629—1680).

В 1664 г. им была открыта при Спасском монастыре в Москве школа славяно-греко-латинского языка. В 1667 г. он был назначен воспитателем царских детей и обучал царевичей Алексея, Федора и царевну Софью. Под его наблюдением воспитывался Петр I. С. Полоцкий составил проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта в 1687 г. уже после его смерти и значительно расширила высшее образование в Российском государстве. С. Полоцкий считал главными факторами воспитания пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Он выступал против теории "врожденных идей", которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое, по его мнению, должно направляться на формирование чувств и разума человека.

Большой вклад в развитие российской педагогической мысли внес М. В. Ломоносов (1711—1765). Он создал ряд учебных книг: "Риторику" (1748), "Российскую грамматику" (1755) и др.

Заметный след в российской педагогике оставил Н, И. Новиков (1744— 1818). Он издавал первый в России журнал "Детское чтение для сердца и разума" и с просветительных позиций вел борьбу с крепостничеством. Он считал, что у детей надо воспитывать уважение к труду, доброжелательность и сострадание к людям. В статье "О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия" Н. И. Новиков впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой.

Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л. Н. Толстой, который в своем имении Ясная Поляна организовал начальную школу для детей крестьян и осуществлял в ней свой подход к обучению и воспитанию. Большое внимание он обращал на развитие творческой самостоятельности детей, стремился к воплощению теории "свободного воспитания", создал учебник для начальной школы "Азбука".

9. В России цельную дидактическую систему разработал педагог К. Д. Ушинский. Стержнем его педагогической системы стали требования демократизации образования и обучения, идея народности воспитания, признания творческой силы трудового парода и его прав на образование. К. Д. Ушинский отмечал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях". Он показал, что знать человека во всех отношениях — это значит изучить его физические и психические особенности. К. Д. Ушинский мечтал о таком времени, когда педагог будет не только учителем, но и психологом. В своем капитальном труде "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (1868 1869) он дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учета в процессе обучения. Особое внимание обратил на влияние непреднамеренного воспитания, влияния общественной среды, "духа времени", его культуры и передовых общественных идеалов.

Цель воспитания, по К. Д. Ушинскому, — формирование активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности. Считая роль религии в формировании общественной морали положительной, он выступал в то же время за независимость ее от науки и школы, выступал против руководящей роли духовенства в школе.

Проблемы нравственного воспитания представлены у К. Д. Ушинского как общественно-исторические. В нравственном воспитании он отводил одно из главных мест патриотизму, который исключает шовинизм, требует воспитания гражданского долга "высказать смелое слово истины "против гнета и насилия"". Его система нравственного воспитания исключала авторитарность, строилась на силе положительного примера, на разумной деятельности ребенка. Он требовал от учителя развития активной любви к человеку, создания атмосферы товарищества. (Вот где корни педагогики сотрудничества.)

Новой педагогической идеей К. Д. Ушинского была постановка перед учителем задачи научить учеников учиться: "...Следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания".

К. Д. Ушинский утвердил принцип воспитывающего обучения, который представляет собой единство обучения и воспитания: "Воспитание должно действовать не па одно увеличение запаса знаний, по и па убеждения человека". Таким образом, он по праву считается основоположником научной педагогики в России.

На основе исторического анализа педагогических идей можно выделить следующие этапы становления научной педагогики. Этапы становления научной педагогики привечены в табл. 8.1.

Таблица 8.1

Общественно-экономическая формация

Формы существования педагогического знания

Первобытное общество

Житейские нормы

Первобытнообщинная

Традиции, предания, обычаи

Рабовладельческая

Философия как наука. Педагогическое знание в составе философии

Феодальная:

- расцвет феодализма

Теология как ветвь философии. Педагогическое знание в составе теологии

- эпоха Возрождения и Реформации (зарождение капитализма)

Философия, теология, художественная литература, появление первых педагогических работ

Капиталистическая

Педагогика как наука. Развитие педагогических теорий

10. В XX в. выросло число педагогических центров в мире, усилился обмен опытом между учеными-педагогами в национальном и международном масштабе, что стимулировало развитие педагогической науки и практики. В этот период в педагогике прослеживаются две основные парадигмы: педагогический традиционализм и альтернативное направление.

К традиционализму относили социальную педагогику (развитие педагогики социально обусловлено, необходимо в процессе воспитания обеспечить социализацию учеников, успешное вхождение их в общество с учетом требований общества); религиозную педагогику (стремление синтезировать веру и науку на основе религиозных канонов, когда религиозное воспитание — важный элемент нравственного и духовного развития человека).

Альтернативное направление в педагогике предложили новые идеи и концепции: свободного воспитания, экспериментальной педагогики, прагматической и функциональной педагогики, а также педагогики личности.

11. Педагогические идеи в XX в. в советский период, в СССР имели свою динамику развития: в послереволюционной России строительство системы школьного образования шло в течение почти десятилетия. В декабре 1917 г. специальным постановлением Совета Народных Комиссаров все учебные заведения были переданы Народному комиссариату просвещения. В его деятельности большую роль сыграли А. В. Луначарский и Н. К. Крупская.

В 1920 г. Наркомирос опубликовал учебный план единой советской школы, который имел отличительные особенности по сравнению с учебными планами в дореволюционной России:

— разносторонний состав учебных предметов, включающий гуманитарные, физико-математические и естественные науки;

— большое количество учебных часов на язык и литературу, математику и естественные науки;

— значительное количество часов на физическое воспитание.

В дальнейшем учебные планы советской школы многократно перерабатывались, однако эти характерные черты оставались неизменными. В середине 20-х гг. XX в. были попытки введения комплексных программ: весь объем знаний был преподнесен в виде единого комплекса сведений о природе, труде и человеческом обществе. Таким образом, пытались заполнить разрыв между различными школьными предметами и соединить обучение с жизнью и практикой.

В 1930 г. было объявлено о всеобщем обязательном начальном обучении. Ряд постановлений ЦК ВКП(б) в 30-е гг. XX в. четко определил требования к общеобразовательной школе: обеспечить высокий уровень знаний, политехническое обучение в тесной взаимосвязи с прочным усвоением основ наук. Было указано, что основной формой организации учебной работы должен стать урок "с данной группой учащихся со строго определенным расписанием занятий и твердым составом учащихся" при четком определении продолжительности и структуры учебного года.

Школа была ориентирована на образование информационного типа, продуцирующее знания, умения, навыки. С помощью образования решались острые социальные проблемы: сначала обучение всех граждан грамоте, затем — повышение уровня образованности населения, подготовка профессиональных кадров для всех отраслей производства и культурной сферы.

Школе был четко сформулирован социальный заказ: воспитание человека определенного типа. Это определило жесткую нормативно-охранительную систему воспитания: введение единой детской организации (пионерской), идеологизация воспитательной и учебной работы. Педагогическая теория 1920—30-х гг. в России имела ряд характерных особенностей: основная педагогическая идея того времени — идея трудовой школы, основанной на принципах политехничности и индустриализации.

Политехнический принцип заключается в том, что трудовые занятия любого специального вида являются средством изучения общих основ производства. Наибольшее развитие принцип политехничности получил в трудах Н. К. Крупской.

"Трудовая школа есть орудие выработки нового человека и новой культуры пролетариата, основанной на условиях общественного труда", -писал П. П. Блонский, обосновывая принцип индустриализации, понимаемый как тесная связь школы непосредственно с производством. Эти идеи нашли отражение в создании нового типа школ, так называемых ФЗУ. Школы фабрично-заводского ученичества ставили своей целью подготовку квалифицированных рабочих для промышленности и транспорта. В учебные планы ФЗУ наряду со специальными дисциплинами включали общеобразовательные дисциплины, и учащиеся получали образование в объеме школы-семилетки.

Трудовое воспитание считалось важнейшей частью педагогической практики. Другой важной проблемой педагогической теории была организация и воспитание детского коллектива. Чувство коллективизма, по мнению Н. К. Крупской, — основа нравственного воспитания. Общественно полезная работа детей в коллективе должна и может стать эффективным средством воспитания при условии хорошей организации, соответствия работы знаниям и умениям детей. Вопросы формирования детского коллектива и творческой целеустремленной личности разрабатывались в трудах практически всех крупных ученых-педагогов того времени.

12. П. П. Блонского (1884—1941) часто называют "советским Песталоцци", оказавшим большое влияние па педагогов 20-х гг. XX в. Он сформулировал основополагающие педагогические идеи: обучение и воспитание должно осуществляться на основе знаний закономерностей развития ребенка; уважение личности ребенка, его потребностей и интересов; разностороннее развитие личности ребенка (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое).

Исследования П. П. Блонского основывались на двух главных принципах: идее развития и целостном подходе к изучению ребенка. Он попытался дать полную картину жизни ребенка, рассматривая его как "естественное целое". В учебнике "Педология" (1936) П. П. Блонский дал представление о своеобразии разных возрастных периодов и связанных с ним особенностях воспитания и обучения. Он выдвинул оригинальную теорию памяти, рассматривая различные ее виды как ступени развития мнемической функции, высказал гипотезу о происхождении внутренней речи у ребенка, изучая эмоциональную сферу, считал се фундаментом поведения человека. П. П. Блонский сформулировал принцип индустриализации — тесной связи школы с производством, трудовым профессиональным обучением. Он — автор первого учебного пособия по педагогике в советской России.

13. А. С. Макаренко (1888—1939) — один из виднейших отечественных педагогов, всю свою научную деятельность связывал с воспитательной практикой (практически осуществлял воспитательную работу в колонии для малолетних преступников, преобразовав ее в коммуну, — этот педагогический опыт А. С. Макаренко описал в литературных произведениях "Педагогическая поэма" и "Флаги на башнях"). Он создал теорию воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни, отношения.

Педагог разработал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нем, методику формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций. Его педагогические находки — разновозрастные отряды, советы командиров, самоуправление, создание мажорного оптимистического тона в жизни коллектива и др. — имеют значение до сих пор. Воспитание личности в коллективе и через коллектив — главная задача воспитательной работы. Настоящему коллективу необходимо иметь общую цель, заниматься разнообразной деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера. А. С. Макаренко научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив воспитательного учреждения, и правила его взаимоотношений с коллективом воспитанников.

Трудовое воспитание, по мнению А. С. Макаренко, является одним из важнейших элементов воспитания. Участие в производительном труде сразу меняет социальный статус ребенка, превращает его во "взрослого" гражданина. Идея соединения обучения с производительным трудом, причем производительный труд должен быть организован определенным образом, как часть воспитательного процесса, была реализована им на практике. Этот опыт доказал, что самосознание детей получает огромный творческий импульс благодаря участию в производительном труде.

А. С. Макаренко разработал важнейшие вопросы семейного воспитания, в том числе структуры семьи, ее культуры, методов воспитания в семье. Он утверждал, что воспитать ребенка правильно легче, чем потом его перевоспитывать. Семья как коллектив, поведение родителей в конечном счете определяют успех воспитания детей. В "Книге для родителей" педагог показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок. Личный пример родителей, их поступки, отношение к труду, к вещам, их отношения между собой — все это влияет на ребенка, формирует его личность. Родители должны проявлять к детям требовательную любовь и иметь в глазах детей заслуженный авторитет.

14. В. А. Сухомлинский (1918—1970) является крупнейшим педагогом XX в., его педагогические работы переведены на 40 языков народов мира, он рассматривал практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения.

Талантливый практик и теоретик, он всю жизнь проработал в сельской школе. Важное место в его деятельности занимает проблема творческого отношения педагога к своей профессиональной деятельности, имеющей огромное социальное значение. В книге "Разговор с молодым директором школы" В. А. Сухомлинский писал: "Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, а не превращался в скучную однообразную повседневность, ведите каждого учителя на тропку исследователя". Успех работы воспитателя возможен только при организации сочетания мастерства и творчества, при глубоком знании духовной жизни детей, особенностей каждого ребенка.

Основное внимание В. А. Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающего поколения гражданственности. Он продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе. Детский коллектив — сообщество детей, в котором есть идейная, интеллектуальная, эмоциональная и организаторская общность.

Путь к богатству духовной жизни коллектива сложен: от индивидуального вклада каждого воспитанника — к общему "богатству" коллектива, а от него к влиянию на индивида и вновь к увеличению частного "вклада" в общий фонд и так до бесконечности, т.е. устанавливаются двусторонние глубокие связи.

В. А. Сухомлинский вводит новые понятия — "коллективная духовная жизнь", "интеллектуальный фон класса". Взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, обмен духовными приобретениями, знаниями повышает "интеллектуальный фон", общий уровень развития детей, вызывает стремление узнать больше и тем самым помогает в главном — в учении, — главном совместном труде в школьном коллективе. Глубоко и оригинально разработаны В. А. Сухомлинским вопросы воспитательного воздействия традиций, фольклора, природы.

15. В конце 70-х — начале 80-х гг. XX в. на арену общественно-педагогической жизни вышел большой отряд педагогов-новаторов, педагогов-практиков. "Творчество учителя — творчество ученика" — таков их девиз. Увлеченность своим предметом, умение построить урок так, чтобы все ученики участвовали в учебном труде, любовь к детям, уважение к личности ребенка с того самого дня, когда он переступил порог школы, — это то, что отличает настоящего учителя.

Издательство "Педагогика" с 1979 г. стало выпускать серию "Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки". В числе первых вышли книги, рассказывающие о педагогическом опыте В. Ф. Шаталова, Е. И. Ильина, С. И. Лысенковой, Ш. Амонашвили.

Педагогика сотрудничества, которую развивают педагоги-новаторы, основывается на воспитательном подходе к обучению: судить о ребенке следует не по знаниям, а по его отношению к труду, к людям, нравственным ценностям и качествам.

Индивидуальный подход В. Ф. Шаталова рассчитан на всех учеников одновременно: он возбуждает атмосферу коллективной, увлеченной и творческой работы. Он борется за избавление детей от унижающего их достоинство страха перед двойкой, вселяет в них оптимизм, дает возможность ощутить свой успех в учебе. Для этого педагог использует такие приемы: объясняет учебный материал максимально четко, логично, используя наглядные блок-схемы, отражающие логические связи учебного материала, ученики отвечают, опираясь на блок-схему, дома первоначально решают те же задачи, которые рассматривались на уроке, в результате даже "слабые", но желающие учиться ученики могут добиться успеха.

По мере освоения материала учебной темы ученики имеют право творчески выбирать любые задания из набора предложенных, находить свои творческие варианты решения, при проверке исправляются ошибки, но оценки не ставятся. Оценка знаний производится после усвоения темы каждым учеником.

В. Ф. Шаталов утверждает, что главные методические инструменты учителя — чуткость, понимание внутреннего мира ребенка, его переживаний, сомнений, слабостей.

Индивидуальное воздействие на личность ребенка через работающий, созидающий, творящий коллектив характерно для многих педагогов-новаторов. Учитель труда и черчения И. П. Волков считал, что для развития склонностей и способностей учащихся необходимы возможности попробовать свои силы в различных видах деятельности. В его "свободной мастерской" собраны всевозможные инструменты и материалы, каждый может выбрать дело по душе, при этом нет ограничения инициативы школьника. Существует лишь одно правило: "Научился сам — научи товарища".

В своем творчестве педагоги-новаторы стремились преодолеть замкнутость школьного классного мира, отрыв обучения от жизни. Е. И. Ильин, например, убежден, что уроки литературы должны стать уроками человековедения, стать средством глубокого творческого восприятия литературы и как учебного предмета, и как учебника жизни.

Идеи, предложенные педагогами-новаторами, например, теории обучения "крупными блоками", концепция опережающего обучения С. Н. Лысенковой (когда несколько минут на уроке уделяется знакомству с новыми понятиями, которые будут изучаться в недалеком будущем), приносят практическую пользу в учебном процессе.