Краткая история социальной психологии за рубежом и в России

Первой социально-психологической концепцией второй половины XIX в. была психология народов, авторы которой – немецкий философ М. Лацарус (1824–1903), языковед Г. Штейнталь (1823-1893), В. Вундт (1832-1920).

Основная идея этой концепции состоит в том, что психология сталкивается с явлениями, причины которых следует искать не в индивидуальном сознании, а в сознании народа. Сознание народа выражается в мифах, обычаях, религии, искусстве. В. Вундту принадлежит постановка вопроса о том, что методом исследования психологии народа должен служить анализ мифов, обычаев, языка. Эта идея получила развитие в современной этнопсихологии – разделе социальной психологии о психологических характеристиках этнических групп.

Вторая социально-психологическая концепция, авторы которой – Г. Тард (1843–1904), итальянский юрист С. Сигеле (1868–1913), французский социолог Г. Лебон (1841 – 1931), – психология масс – сосредоточилась на изучении больших скоплений людей – "масс", главной чертой которых является господство инстинктивных реакций, преобладание чувств над интеллектом, что является причиной повышенной внушаемости людей, потери их личной ответственности.

Официально началом существования социальной психологии как самостоятельной дисциплины считается 1908 г.: в этом году появились работы английского психолога У. Макдугалла "Введение в социальную психологию" и американского социолога Э. Росса "Социальная психология".

Английский психолог Уильям Макдугалл (1871 – 1938) предложил "теорию инстинктов социального поведения". Основным понятием этой теории было понятие "инстинкт". Поведение людей, согласно мнению Макдугалла, обусловлено врожденными инстинктами. Он выделил инстинкты борьбы, бегства, воспроизведения рода, приобретения, строительства, стадный инстинкт. Инстинкты лежат в основе всей социальной жизни. Например: инстинкт борьбы является причиной войн, а инстинкт приобретения детерминирует рыночные отношения.

Положительное значение первых концепций заключалось в том, что в них были поставлены вопросы о соотношении сознания отдельного человека и сознания группы (психология народов и психология масс), о движущих силах социального поведения (теория инстинктов социального поведения). Недостатком был описательный характер, отсутствие исследовательской практики.

Начало экспериментального этапа развития социальной психологии связано с работами В. Меде (Европа), Ф. Оллпорта (США), В. М. Бехтерева (Россия). Внимание этих ученых было сосредоточено на изучении социально-психологических явлений в группах. В качестве метода использовался лабораторный эксперимент.

Владимир Михайлович Бехтерев (1857–1927) – русский физиолог, психиатр и психолог (основал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию, а затем психоневрологический институт). Бехтеревым было установлено, что группа способствует изменению отношений к проступку, позволяет выдержать более сильные раздражители. В ходе экспериментов изучались половые, возрастные, образовательные, природные различия протекания психических процессов в условиях групповой деятельности.

Интересны исследования психолога Курта Левина (1890– 1947), который сосредоточился на исследовании личности человека и исследовании группы. Согласно представлениям К. Левина, личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов. Каждый из предметов обладает определенным зарядом (валентностью). Валентность можно определить как свойство предмета притягивать или отталкивать. Другими словами, валентность – это то, насколько данный предмет является ценным для человека. Воздействуя на человека, предметы вызывают потребности. Потребности – это своего рода энергетические заряды, порождающие напряжение. В состоянии напряжения человек стремится к разрядке, т.е. к удовлетворению потребности. К. Левин различал два вида потребностей – биологические и социальные, или квазипотребности.

Исследования К. Левина показали, что поведение человека может направляться не только сиюминутными потребностями, но и идеальными мотивами поведения, т.е. мотивами, представленными только в сознании человека. Наличие идеальных мотивов поведения дает возможность человеку преодолеть непосредственное влияние окружающих предметов (влияние поля).

Таким образом, поведение человека может быть полевым, в этом случае оно детерминировано существующей в данный момент времени ситуацией, либо волевым – поведение, выходящее за рамки существующей ситуации и обусловленное идеальными мотивами.

От анализа мотивации поведения отдельного индивида К. Левин переходит к исследованию группы. К. Левин становится инициатором направления, названного "групповой динамикой".

Группа трактуется как динамическое целое, как особая система, индивиды которой сплачиваются под воздействием различных сил. Левин отмечал: "Сущность группы – не сходство или различие ее членов, а их взаимозависимость. Группа может быть охарактеризована как динамическое целое. Это означает, что изменения в состоянии одной части изменяют состояние любой другой. Степень взаимозависимости членов группы варьирует от несвязной массы к компактному единству". К. Левин занимался и проблемами групповой дифференциации, типологией стилей общения. Ему принадлежит описание стилей общения: демократический, авторитарный, попустительский. Именно в школе групповой динамики возникли так называемые Т-группы – группы тренинга.

Т-группа – группа, создаваемая для воздействия на ее членов с целью развития у них социально-психологической компетентности, навыков общения и взаимодействия.

В XX в. такие психологические теории, как бихевиоризм, психоанализ, когнитивные теории, интеракционизм неизбежно рассматривали и социально-психологические закономерности взаимодействия людей в группах, и тенденции формирования личности в зависимости от социальных особенностей общества (см. гл. 2).

Интеракционизм (от англ, interaction – взаимодействие) – направление социальной психологии, базирующееся на концепциях американского социолога Дж. Г. Мида (1863–1931). Ключевое понятие интеракционизма – социальное взаимодействие, под которым понимается непосредственная межличностная коммуникация или обмен символами. С точки зрения интсракционизма развитие личности происходит в процессе взаимодействия с другими людьми в обществе. Личность имеет структурное строение и состоит из трех основных компонентов: Т (Я), Me (Меня), Self (Самость).

I (Я) является импульсивным, активным, творческим началом личности.

Me (Меня) – то, каким меня должны видеть другие, это нормативное "Я", внутренний социальный контроль, основанный на учете ожиданий требований значимых других людей. Нормативное "Я" как бы направляет импульсивное "Я" в соответствии с усвоенными нормами поведения в целях успешного, с точки зрения индивида, осуществления социального взаимодействия.

Self – "Самость" человека, представляет собой совокупность импульсивного и нормативного "Я", их активное взаимодействие. Личность – активное, творческое существо, способное оценивать и направлять собственные действия.

В дореволюционной России наиболее разработанная социально-психологическая концепция содержится в трудах Н. К. Михайловского. Николай Константинович Михайловский (1842–1904) – один из основателей социологии в России. Ему принадлежит разработка психологии массовых социальных движений, одной из разновидностей которой является революционное движение. Согласно его взглядам, действующими силами социального развития являются герои и толпа. "Героем мы будем называть человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное, благородное или подлейшее, разумное или бессмысленное дело. Толпой будем называть массу, способную увлекаться примером...", т.е. герой аккумулирует разрозненные чувства, настроения, мысли людей. Герой должен учитывать общественное настроение массы, чтобы она шла за ним.

Исследуя проблему общения между героем и толпой, Н. К. Михайловский в качестве механизмов общения выделяет подражание, заражение, внушение, противопоставимость.

Этнопсихологические проблемы исследовал Александр Афанасьевич Потебня (1835–1891). Согласно мнению А. А. Потебни, главным признаком любого этноса, обусловливающего существование народа, является язык. Согласно точке зрения А. А. Потебни, язык не является средством обозначения уже готовой мысли; если бы он имел такую функцию, было бы неважно, какой язык использовать, все они были бы легко взаимозаменяемы.

Но этого не происходит, потому что функция языка – не обозначение уже готовой мысли, а сотворение мысли через преобразование первоначальных доязычных элементов. При этом представители разных народов посредством национальных языков формируют мысль своим, отличным от других народов способом.

Развивая свои положения, А. А. Потебня пришел к ряду важных заключений:

– утрата народом своего языка равносильна его денационализации;

– представители разных национальностей не всегда могут достигнуть адекватного взаимопонимания, так как существуют специфические особенности и механизмы межэтнического общения, поэтому важно учитывать мышление всех общающихся сторон;

– культура и образование развивают и закрепляют этноспецифические характеристики представителей тех или иных народов, а не нивелируют их.

В 1921 г. вышел фундаментальный труд В. М. Бехтерева "Коллективная рефлексология". Данная работа может рассматриваться как первый учебник социальной психологии в России. В. М. Бехтереву принадлежит развернутое определение предмета социальной психологии. Таким предметом является "изучение психологической деятельности собраний, сборищ, составляемых из массы лиц, проявляющих свою нервно-психическую деятельность как целое. Благодаря общению людей на митинге или в правительственном собрании – везде проявляется общее настроение, соборное умственное творчество и коллективные действия многих лиц, связанных друг с другом теми или другими условиями". В. М. Бехтерев выделил системообразующий признак коллектива – общность интересов и задач, побуждающих коллектив к единству действий. Он фактически ввел в психологию понятия индивида, индивидуальности, личности, считая, что "индивид – это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности". Доказывая, что развитие личности невозможно без коллектива, Бехтерев вместе с тем подчеркивал, что влияние коллектива не всегда благотворно, ибо любой коллектив нивелирует личность, стараясь сделать ее шаблонным выразителем своей среды. Обычаи и общественные стереотипы ограничивают личность и ее деятельность, лишая ее возможности свободно проявлять свои потребности. Личная свобода и общественная необходимость, индивидуализация и социализация – две стороны общественного процесса, идущего по пути социальной эволюции.

Особое место в построении марксистской социальной психологии занимали труды Георгия Валентиновича Плеханова (1856–1918). Г. В. Плеханов дал с позиций исторического материализма определение понятия "общественная психология". По его мнению, это конкретно-историческое и классовое явление, социально обусловленное общественное сознание.

Особое значение для отечественной социальной психологии имели работы Льва Семеновича Выготского (1896–1934). Ему принадлежит создание культурно-исторической теории развития психики. Культура создает особые формы поведения, видоизменяет деятельность психической функции. Л. С. Выготский доказал, что высшие психические функции (произвольное внимание, память, абстрактно-логическое мышление, воля) являются социально обусловленными. Их нельзя понять как функцию мозга, для понимания их природы необходимо выйти за пределы организма и искать причины их развития в жизни общества.

В 1930 г. постановление ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе наркомпросов" практически приостановило развитие психологии и социальной психологии в советской России. Педология – наука о ребенке – была объявлена антимарксистской и буржуазной наукой о детях. Социальная психология получила статус "одной из ветвей буржуазной психологии, которая подменяет исторический анализ общественных явлений их психологическим объяснением".

В последующие годы развитие социально-психологических идей в стране не полностью прекратилось. Основным источником и областью применения социальной психологии становятся педагогические исследования. В частности, исследования педагога и писателя Антона Семеновича Макаренко (1888–1939). А. С. Макаренко была разработана концепция формирования личности в коллективе. Он исследовал мотивационную сферу личности, механизмы формирования ее общественно ценных качеств. А. С. Макаренко принадлежит одно из определений коллектива, которое стало отправным для разработки социально-психологической проблематики в последующие десятилетия. Коллектив, согласно А. С. Макаренко, – это целеустремленный комплекс личностей, организованных и обладающих органами управления. Это контактная совокупность, основанная на принципе объединения. Основными признаками коллектива являются: наличие общих целей, служащих на благо общества; совместная деятельность, направленная на достижение этих целей; определенная структура – наличие органов, координирующих деятельность коллектива и представляющих его интересы. В своем развитии коллектив проходит путь от диктаторского требования организатора до свободного требования каждой личности от себя на фоне требований коллектива.

Только лишь в 1959 г. в "Вестнике ЛГУ" № 12 вышла статья А. Г. Ковалева "О социальной психологии". В 1962 г. организуется первая в стране лаборатория социальной психологии при Ленинградском государственном университете. В 1968 г. открывается первая кафедра социальной психологии в том же университете. В 1972 г. начинает работать кафедра социальной психологии при МГУ. С 1967 г. издаются учебники и учебные пособия по данной проблематике. В области методологии разрабатываются концепции Г. М. Андреевой, Б. Д. Парыгиным, Е. В. Шороховой. Исследования 20 групп отражены в работах К. К. Платонова, А. В. Петровского, Л. И. Уланского. Исследования социальной психологии личности связаны с именами Л. И. Божович, К. К. Платонова, В. А. Ядова. Исследованием социальной психологии общения занимались А. А. Бодалев, Л. П. Буева, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Б. Д. Парыгин.

В настоящее время социальная психология нашла применение в различных областях общественной жизни: образовании, промышленном производстве, управлении, системе средств массовой коммуникации и рекламе, политике, в области борьбы с противоправным поведением и др.