Краткая история развития региональных наук. Особенности российской региональной политики

Зарождение региональной науки относится ко временам Древней Греции. Уже тогда существовало географическое разделение труда между отдельными территориями. Это способствовало появлению экономико-географических взглядов, существовавших в русле единой географии того времени. В частности, римский ученый, грек по национальности, Страбон (64 г. до н.э. – 20 г. н.э.) в своем многотомном груде "География" особое внимание уделял заселенности разных стран, производимым в них товарам и торговле между отдельными странами и территориями. Также он был, скорее всего, первым, кто указал на большое философское и практическое значение географии. Но в период Средневековья, когда в экономике господствовало натуральное хозяйство, античные экономико-географические идеи были забыты.

Развитие капитализма в XVI в., когда резко раздвинулись географические рамки известного европейцам мира, вызвало углубление территориального разделения труда. В итоге появилась насущная потребность в экономической географии. Первым в истории экономико-географическим трудом можно считать книгу итальянца Людовико Гвиччардини "Описание Нидерландов", вышедшую в 1567 г. и выдержавшую затем 35 изданий. Это страноведческая работа, подробно описывающая главного конкурента Италии того времени в производстве и торговле тканями – Нидерланды. Подробно были даны описание страны и характеристика ее частей и главных городов. Особое внимание уделялось Антверпену, так как этот город в то время являлся вторым в мире после Флоренции (родины Гвиччардини) центром производства шерстяных и шелковых тканей, а также торговли ими.

Первый теоретический географический труд "Всеобщая география" был написан немцем Бернхардом Вареном (Варениусом) (1622–1650) и опубликован в 1650 г. в Нидерландах. В нем Варен отдельно выделил географию генеральную (глобальную) и частную (страноведение), а последнюю он разделил на "земное" (положение страны, ее границы, рельеф и т.п.), "небесное" (географические координаты, климат) и "человеческое" (состав населения, особенности жизни, доходы, ремесла, торговля, политическое устройство, города). Человеческое страноведение Варена можно считать первым теоретическим обоснованием региональной экономической науки как отдельной области науки.

Общественная география в России как отдельная ветвь науки ведет свою историю с XVIII в. Ее родоначальниками можно считать Василия Никитича Татищева (1686– 1750) и Михаила Васильевича Ломоносова (1711 – 1765).

В. Н. Татищевым была разработана первая программа сбора географической информации по всей территории страны. При его участии, исходя из научных принципов, были заложены многие новые города, в частности Екатеринбург. Сам термин "экономическая география" впервые применен М. В. Ломоносовым в 1760 г. в его записке "О географических экспедициях". М. В. Ломоносов всячески подчеркивал пользу и необходимость географии для развития экономики страны, а нс только как учебной и академической дисциплины. Главной задачей новой науки М. В. Ломоносов считал хозяйственное освоение территории России. Изучение распространения природных ресурсов, по Ломоносову, является связующим звеном между экономической и физической географией, а также между географией и другими науками.

М. В. Ломоносов заложил также первые подходы к экономическому районированию территории России. Тогда в результате бурного экономического развития после реформ Петра I внутри страны появились территории с ярко выраженной хозяйственной специализацией – Урал (производство металла), степные районы юга страны (производство зерна) и др. В частности, Ломоносов, являясь главой Географического департамента Академии наук, организовал сбор данных по различным частям России с обязательным указанием их хозяйственной специализации и отличий от других частей.

Первая сетка экономических районов страны была разработана в 1840-е гг. Константином Ивановичем Арсеньевым (1789–1865) и опубликована в книге "Статистические очерки России". Он выделил 10 районов ("пространств"), в основном по природным условиям, но учитывая также и хозяйственное использование территории – Северное, Балтийское, Центральное и др. В частности, при характеристике районов указывались отрасли их специализации. Поскольку главной отраслью экономики страны тогда было сельское хозяйство, в основном это сельскохозяйственная специализация – льноводство на северо-западе европейской части, выращивание зерновых в Центре, скотоводство на юге европейской части и т.д. Но принципы и методологию своего районирования К. И. Арсеньев не изложил, т.е. это была практическая, а не теоретическая работа.

В этот же период Николай Платонович Огарев (1813– 1877) опубликовал работу "Опыт статистического распределения Российской империи" (1847), в которой предложил первую методологию экономического районирования, хотя и не выделил конкретной сетки районов. В работе впервые обоснован принцип объективности существования экономических районов. При выделении районов, по мнению В. П. Огарева, необходимо было учитывать географическое положение территории, специфику развития производительных сил, природные условия, национальный состав населения, внутренние экономические связи. Впервые введен в районирование также принцип историзма и перспективности, когда учитывается не только современное состояние территории, но также исторические предпосылки и возможные направления развития в будущем.

Важным трудом в истории экономического районирования России явилась книга "Очерки мануфактурно-промышленных сил Европейской России" (1853), подписанная П. Крюковым (неизвестно, конкретный это человек или псевдоним). В этой работе европейская часть России разделена па четыре "страны" (экономические зоны) – лесную, промышленную, земледельческую и пастбищную. Внутри зон выделены 13 районов: Беломорский лесной, Волго- Окский мануфактурно-промышленный, Уральский горнопромышленный и др. То есть впервые показана иерархия районов. Главной целью районирования было рациональное размещение промышленности. Соответственно изложены меры по изменению нерационального размещения, опирающиеся на точные расчеты. Большое внимание уделено использованию природных ресурсов, в т.ч. предложены варианты рационального природопользования для разных частей страны.

В 1845 г. было основано Русское Императорское географическое общество. Это способствовало быстрому развитию экспедиционных исследований, организации крупных путешествий, расширению спектра применяемых в экономической географии методов, в частности методов картографии, анкетных опросов населения, метода экономического районирования и др. Крупнейшим российским географом XIX в. стал Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский (1827–1914). Первоначально основное внимание он уделял полевым исследованиям и физической географии, но постепенно перенес акцент деятельности в область экономической географии. Он составил пятитомный Географическо-статистический словарь Российской империи, 41 год (с 1873 г.) возглавлял Русское географическое общество.

Π. Π. Семенов-Тян-Шанский разработал также наиболее целостное в XIX в. районирование территории России, которое было опубликовано в работе "Статистика поземельной собственности и населенных мест Европейской России" (1880). Впервые были разделены Центральный (Московская промышленная область) и Центрально-Черноземный (Центральная земледельческая область) районы, указана районообразующая роль Волги (Нижневолжская область). В дальнейшем Семенов-Тян-Шанский провел районирование и азиатской части страны, выделив всего 19 районов. Для каждого района подробно были описаны отрасли специализации, внутренние и внешние экономические связи. Внутри крупных районов ("областей") Π. П. Семенов-Тяншанский выделил также микрорайоны ("полосы"), т.е. впервые рассмотрел внутреннюю территориальную дифференциацию районов.

Экономическим районированием России занимался также Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907). В работе "Фабрично-заводская промышленность и торговля России" (1893) он выделил 16 экономических районов ("краев") и сравнил их по большому числу социально-экономических показателей (плотность населения, промышленная продукция на одного жителя, производство зерна на одного жителя и др.). С тех пор сравнение районов по единой системе показателей – важная часть их характеристики. Фактически это был первый опыт промышленного районирования, основывающегося на обеспеченности территорий топливно-энергетическими и трудовыми ресурсами, а также транспортом. По материалам первой Всероссийской переписи населения 1897 г. Д. И. Менделеев дополнил свою сетку, выделив всего 19 районов. При этом главное внимание он уделял перспективам развития промышленности и обосновывал ее размещение по районам таким образом, чтобы получить максимальную экономию затрат в масштабах страны.

За рубежом в XIX в. сформировалось несколько основных географических школ. В начале века это были школы немцев Александра Гумбольдта (1769–1859), Карла Риттера (1779–1859) и Иоганна фон Тюнена (1783–1850). Л. Гумбольдт стал одним из основателей теоретической географии, а также биогеографии и климатологии. Но одновременно большое внимание он уделял влиянию человеческой деятельности на окружающую природу. Введенным им в широкое пользование сравнительным методом он изучал географические различия хозяйственной деятельности населения разных стран. В отличие от Гумбольдта, К. Риттер считал, что развитие народов и экономики на разных территориях определяется природным окружением, заложив тем самым основы географического детерминизма. В то же время он еще более развил сравнительный метод исследований и широко применял исторический метод для объяснения современных географических явлений. И. Тюнен в 1826 г. опубликовал труд "Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономии", в котором он, опираясь на многолетние наблюдения, обосновал зависимость землепользования и сельхозпроизводства от удаленности рынка сбыта продукции. Фактически это была первая модель размещения хозяйства, появившаяся в региональной науке.

В конце XIX – начале XX в. наибольшее развитие региональная наука получила также в Германии. Здесь сформировалась школа "антропогеографии", которая, продолжая традиции К. Риттера, объясняла хозяйственное и социальное развитие в основном природными особенностями разных территорий. Позднее природно-географическими условиями стали объясняться формирование политических систем разных государств, особенности их истории и перспективы развития. В Германии эту школу возглавлял Ф. Ратцель (1844–1904). Впоследствии его идеи получили развитие в трудах ученых США (Э. Хантингтон и др.) и Великобритании (X. Маккиндер и др.), которые сформулировали основные положения геополитики.

Одновременно в Германии, переживавшей период бурного промышленного развития, появились многочисленные работы по размещению промышленности. Наиболее важными из них стали труды Альберта Шеффле (1831–1903) и Альфреда Вебера (1868–1958), в которых широкое распространение получили математические методы определения оптимального места для размещения предприятий. Наиболее законченную теоретическую концепцию региональной науки в Германии того времени разработал Альфред Геттнер (1859–1941), который считал экономическую географию экономической наукой о размещении хозяйства.

В этот же период во Франции основное внимание уделялось изучению взаимовлияния и взаимодействия природы и общества. Конкретными объектами исследований были, как правило, небольшие сельские территории с длительной историей освоения. Первоначально эти работы получили отражение в трудах Элизе Реклю (1830–1905), а в законченном виде эта школа, получившая название "географии человека", оформилась в работах Поля Видаль де ля Блаш (1845–1918). Но проблемам развития и размещения крупной промышленности, т.е. наиболее актуальной теме региональной науки того времени, в исследованиях этой школы внимания почти не уделялось.

После событий октября 1917 г. в России господствующей стала плановая экономика, которая развивалась по централизованно разработанным программам, дифференцированным в отраслевом и территориальном разрезе. Первой такой программой стал разработанный в 1920 г. Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО), рассчитанный на 15 лет и включавший в себя экономическое районирование страны – преимущественно для целей развития электроэнергетики, но также и тяжелой промышленности в целом (взаимосвязанные комплексы которой должны были возникнуть возле новых электростанций). Руководил группой разработчиков Глеб Максимилианович Кржижановский (1872–1959). Это был пример полностью перспективного районирования, при котором современное состояние электроэнергетики практически не учитывалось (поскольку ее в го время почти не было).

Одним из основных принципов районирования по плану ГОЭЛРО был принцип комплексного размещения производства вблизи крупных источников топлива и энергии, вырабатываемой на гидроэнергетических и тепловых электростанциях, вокруг которых должны были формироваться районные территориально-производственные комплексы. При этом в границах России того времени было выделено 8 районов (Северный, Центрально-Промышленный, Южный, Поволжский, Уральский, Кавказский, Западно-Сибирский, Туркестанский), а некоторые территории страны (Восточная Сибирь, Дальний Восток) вообще не рассматривались, поскольку строительство электростанций в них не предусматривалось.

В 1921 г. был образован Госплан (Государственная плановая комиссия), руководителем которого стал Г. М. Кржижановский. Для территориального планирования развития страны в рамках этой организации группой ученых (И. Г. Александров, Л. Л. Никитин и др.) была разработана новая сетка комплексных экономических районов, основанная на тех же принципах, что и районирование по плану ГОЭЛРО. Экономические районы должны были стать территориальными производственными комплексами со специализацией в масштабах страны и с тесными связями природы, населения и хозяйства внутри районов. Всего был выделен 21 район (15 – в границах современной России). Многие районы фактически совпали с теми, которые выделил Π. П. Семенов-Тян-Шанский (Северо-Западный, Северо-Восточный, Центрально-Промышленный, Центрально-Черноземный, Уральский, Кавказский, Белорусский). Но по-новому была разделена азиатская часть России, так как здесь намечалось бурное экономическое развитие, которое должно было вызвать процессы районообразования. На востоке европейской части России были выделены Вятско-Встлужский, Средне-Волжский и Нижне-Волжский районы. Проведенное районирование предполагалось сделать основой нового административно-территориального деления страны.

Устойчивые и значительные изменения разделения труда, структурные преобразования в экономике районов, новая крупномасштабная разработка полезных ископаемых и другие сдвиги в экономике приводят к необходимости переноса границ районов. В реальной жизни, однако, этот процесс отличается инерционностью: сохранением прежних границ вплоть до накопления "критической массы" внутренних изменений. Так, в советский период развитие топливных и химических производств "перемещало" республику Башкирию сначала из Уральского района в Поволжский, а затем – обратно. В результате быстрого развития сырьевых отраслей произошло разделение Северо-Западного района на Северный и Северо-Западный в современных границах. В итоге сетка экономических районов СССР неоднократно менялась с уточнением состава и конфигурации крупных районов. Первый пятилетний план экономического развития страны (на 1929–1933 гг.) был разработан для 24 районов, второй – для 32 районов, последующие – для 13 крупных экономических районов с отраслевым и территориальным разрезом, выделяющим помимо районов союзные республики.

С 1920-х гг. в стране начала формироваться "районная" школа экономической географии. Ее основателями стали Николай Николаевич Баранский (1881 – 1963) и Николай Николаевич Колосовский (1891 – 1954). Главное направление работ в этой школе – районирование территории страны для ускорения развития экономики, теоретическое обоснование создания новых производств, прежде всего крупных промышленных предприятий. Это диктовалось потребностями страны того времени, переживавшей период ускоренной индустриализации. Главные теории "районной" школы – экономико-географического положения (ЭГП), территориально-производственных комплексов (ТПК), энерго-производственных циклов (ЭПЦ). Окончательное оформление основные теории школы получили в работах Юлиана Глебовича Саушкина (1911–1982).

Характеристики районов Госплана, выделенных в начале 1920-х гг., стали одними из первых научных и учебных трудов В. Н. Баранского. В частности, он является автором одного из первых учебников по экономической географии СССР "Экономическая география. Обзор по областям Госплана" (1926). В. Н. Баранский разработал основные положения теории ЭГП. В. Н. Колосовский разработал теории ТПК и ЭПЦ, которые стали теоретическим основанием выделения и формирования экономических районов в СССР. Одновременно он участвовал и в практических работах по проектированию и созданию конкретных ТПК – Урало-Кузнецкого, Иркутско-Ангарского, а также разработал собственную сетку экономических районов страны. Основными факторами районообразования Колосовский считал производственные отношения, территориальное разделение труда, материально- техническую базу и техническую вооруженность хозяйства, трудовые ресурсы, национальный фактор, административно-территориальное деление страны, природные условия и ресурсы. Его основными трудами в области районирования являются "Основы экономического районирования" (1958) и "Теория экономического районирования" (1969).

В 1963 г. Госплан СССР утвердил сетку из 18 крупных экономических районов, в том числе 10 на территории Российской Федерации (Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского, Центрально-Черноземного, Поволжского, Северо-Кавказского, Уральского, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного) и 8 на территории остальных союзных республик. С 1982 г., когда произошло разделение Северного и Северо-Западного районов, в России сохраняется сетка из 11 крупных экономических районов. После распада СССР к этим районам добавилась Калининградская область, входившая ранее в Прибалтийский экономический район.

В 1960-е гг., с периода политической "оттепели", в СССР началось интенсивное развитие географических исследований населения и систем расселения. Общественная география официально стала называться "экономическая и социальная география". Если до этого предметом исследования были территориально-производственные системы, то теперь – территориальные общественные системы, включающие в себя и производство, и системы расселения. Соответственно, экономические районы страны стали называться социально-экономическими. С 1970-х гг. широкое распространение получили количественные методы исследований, в том числе математическое моделирование экономико-географических систем и процессов их развития.

В середине 1970-х гг. в СССР была создана новая отрасль экономической науки – региональная экономика. Первые теоретические труды по этому направлению знаний написал Николай Николаевич Некрасов (1906–1984). Он считал, что региональная экономика должна изучать производственные силы и производственные отношения в конкретном региональном аспекте. Ее главная составная часть – рациональное размещение производительных сил. В. Н. Некрасов отмечал, что региональная экономика формируется не вместо экономической географии, а наряду с ней, и поэтому важна координация работ этих наук.

С середины 1980-х гг. в связи с коренными политическими изменениями в стране интенсивно стала развиваться политическая география. При этом особое внимание она стала уделять результатам выборов в территориальном аспекте. Соответственно с 1990-х гг. официальное название общественной географической науки – "экономическая, социальная и политическая география". Усилилась социологизация (или гуманизация) общественной географии – появились исследования территориальных различий образа и уровня жизни, общественного мнения, сознания людей. Произошло также увеличение количества и глубины исследований, направленных па решение проблем рационального природопользования и защиты окружающей среды (т.е. экологизация географии). Появился анализ формирования и размещения организаций рыночных отраслей – банков, бирж и т.п.

При этом во второй половине XX в. отечественная региональная наука отстала от мирового уровня. Отставание имело как объективные причины, связанные с внутренними закономерностями развития науки, так и внешние, связанные с особенностями развития нашей страны в XX в. Уже в 1930-е гг. В. Кристаллером в Германии и А. Лешем в США была создана теория размещения центров обслуживания населения в условиях рыночной экономики, которая имеет не только теоретическое, но и практическое значение вплоть до настоящего времени. В СССР при господстве плановой экономики формирование такой теории было практически невозможным. Исследования населения и политических отношений в региональном аспекте, берущие свое начало в школах "антропогеографии", "географии человека" и геополитике, в первой половине XX в. в Европе и Северной Америке не прекращались (тогда как в СССР большинство работ по этим направлениям находились под идеологическим запретом). И к 1960-м гг. зарубежные ученые уже имели важные результаты, особенно в области исследования городов. Большой вклад в это направление исследований внесли французы Ж. Боже-Гарнье, Ж. Шабо, Ж. Готтман, американец Р. Мерфи, грек К. Доксиадис. Зарубежная социальная и политическая география изначально имела тесную связь с социологией и психологией, которые в СССР практически отсутствовали. Это позволило разработать многие важные направления (поведенческую географию, географию восприятия), имевшие большое прикладное значение при проведении местных маркетинговых исследований, организации выборов на региональном уровне и т.п.

Уже с 1940-х гг. в региональных исследованиях за рубежом стали широко применятся математические методы (что было связано с более ранним, чем в СССР, развитием кибернетики и вычислительной техники). В 1950-х гг. многие ученые говорили даже о "количественной революции" в экономической географии, о том, что математическое моделирование и есть теоретическая суть региональной науки, а ее развитие возможно только по пути дальнейшей математизации. Были созданы многочисленные математические модели возникновения, формирования и развития различных территориальных систем. Большое значение при этом имели работы К. Ципфа, В. Бунге, П. Хаггета, Р. Чорли, Д. Харвея. С 1960-х гг. за рубежом широко развернулись экологические исследования, что было связано с сильным нарушением окружающей среды в промышленно развитых странах и осознанием экологической опасности для выживания всего человечества. Группами ученых в разных странах (под руководством Г. Медоуза в США, "Римским клубом" в Италии и др.) были разработаны сценарии будущего развития человечества, призванные показать опасность экологической катастрофы. Большое внимание при этом уделялось перспективам развития отдельных регионов мира.

В 1954 г. в США иод руководством экономиста Уолтера Айзарда (1919–2010) была создана Ассоциация региональной науки. Первоначально исследования ученых этой ассоциации были направлены в основном па изучение территориальных экономических систем с помощью математических методов. По затем в орбиту исследований вошли вопросы, связанные с населением и особенностями социальной жизни, экологические проблемы, закономерности взаимодействия социально-экономических и природных систем на конкретных территориях, прикладные районные и городские планировки.

За прошедшие десятилетия в рамках региональной науки проведены многочисленные исследования, достигнуты важные теоретические и практические результаты. При этом от отечественной зарубежную региональную науку отличают, прежде всего, отсутствие теории экономического районирования и приоритетное внимание на конкретных прикладных исследованиях. Это открывает хорошие перспективы для международного сотрудничества, при котором выиграют и зарубежные школы региональной науки, и отечественные региональная экономика и экономическая, социальная и политическая география. Благодаря такому сотрудничеству региональная наука может многое сделать для практического улучшения жизни людей в нашей стране.

Регионоведение и другие близкие научные дисциплины формируют научную основу для формирования региональной политики. Региональная политика – это деятельность по управлению экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном и региональном аспектах, отражающая баланс интересов государства и составляющих его регионов, а также отдельных регионов между собой. Региональная политика в СССР основывалась на идеологических устоях и понимании экономики как средства удовлетворения геополитических амбиций, направленных на достижение превосходства над капиталистическими государствами во главе с США. Внутри страны региональные проблемы решались из центра и обосновывались его стратегическими планами. Интересы регионов учитывались частично только в том случае, если они вписывались в общегосударственную концепцию социалистического строительства.

Переход на новую для России региональную политику ознаменовался начавшимися с 1991 г. процессами территориального, политического и экономического обособления страны от бывшего СССР, перехода к экономике преимущественно рыночного типа, либерализации экономической деятельности и начала вхождения России в мировую экономику, становления экономического федерализма. В настоящее время проблемы сбалансированного развития регионов, на решение которых направлена региональная политика Российской Федерации, становятся все более актуальными. Выделяются отдельные виды региональной политики – экономическая, социальная, экологическая, экистическая (поселенческая), инновационная и др. Важность региональной политики для России определяется:

– ландшафтным и геологическим разнообразием страны, влияющим па особенности хозяйства в различных ее частях и дифференциацию издержек природопользования;

– масштабностью пространства России, для контролирования и обустройства которого требуются большие дополнительные затраты, резко увеличивающиеся по мере освоения северных территорий;

– замедленным прохождением экономических реформ, особенно в периферийных и отсталых регионах, являющимся также результатом регионального сепаратизма, вплоть до конфликтных ситуаций;

– неравномерным освоением и экономическим развитием регионов, нуждающихся в особом подходе со стороны государства;

– демографическими диспропорциями, сложившимися в результате фактической депопуляции населения во многих регионах, а также мощных миграционных процессов, вызванных распадом СССР и кризисными ситуациями внутри самой России;

– сложностью этнического и конфессионального состава населения страны, объективно обернувшейся в некоторых регионах размежеванием по национальному и религиозному признакам после упразднения унифицированной советской идеологии;

– экологической напряженностью в отдельных регионах, доходящей до объявления отдельных территорий зонами экологического бедствия;

– формированием региональных рынков в условиях экономической самостоятельности регионов, включая внешнеэкономические отношения и их объединение в ассоциации экономического взаимодействия.

В соответствии с "Основными положениями региональной политики в Российской Федерации", утвержденными Указом Президента, главной целью региональной экономической политики является стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов России, повышение на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций Российской Федерации в мире. Определены также и задачи региональной экономической политики на текущее десятилетие: 1) укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности государства; 2) содействие развитию и углублению экономической реформы, формированию во всех регионах многоукладной экономики, становлению региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры; 3) сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной экономической базы повышения благосостояния населения, рационализация систем расселения; 4) достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышение ее жизнеспособности в рыночных условиях; 5) развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики и др.); 6) стимулирование развития районов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом и могущих стать "локомотивами" и "точками роста" экономики субъектов Российской Федерации; 7) оказание государственной поддержки районам экологического бедствия, регионам с высоким уровнем безработицы, демографическими и миграционными проблемами; 8) разработка и реализация научно обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, требующими специальных методов регулирования (районы Арктики и Крайнего Севера, Дальний Восток, приграничные регионы и др.); 9) совершенствование экономического районирования страны.

Среди форм реализации региональной политики в настоящее время и в перспективе особое место по своему комплексному воздействию занимают разработка и реализация федеральных целевых программ. Чисто региональной направленностью отличаются федеральные целевые программы комплексного развития территорий, различающиеся в зависимости от типа проблемных регионов. Такими программами охватываются регионы, занимающие особое геополитическое положение (Дальний Восток, Курильские острова, Калининградская область), депрессивные и слаборазвитые регионы (районы Крайнего Севера и Восточной Сибири, регионы Северного Кавказа и Прикаспия), регионы и территории, имеющие важное социальное и экономическое значение (Саха-Якутия, малые и средние города России и др.). Следует особо выделить стратегическое значение для экономики России выполнения подготовленных в конце 1990-х гг. федеральных суперпрограмм: "Сибирь" и Президентской программы по Дальнему Востоку и Забайкалью, осуществляемых вместе с региональными программами развития республик Хакасия, Тыва, Бурятия, Тюменской и Читинской областей. Имеется несколько типов других программ, которые соответствуют задачам региональной политики. К сожалению, финансирование и реализация многих из этих программ осуществляются в явно недостаточных масштабах.

Учреждение Президентом России в 2000 г. семи федеральных округов: Северо-Западного, Центрального, Приволжского, Южного, Уральского, Сибирского и Дальневосточного, границы которых лишь отчасти совпадают с границами экономических районов и экономических ассоциаций, ставит вопросы о разделении предметов их ведения и статусов в условиях продолжающегося реформирования российской экономики. Экономические ассоциации – это объединения регионов по собственной инициативе для решения общих социально-экономических проблем. Границы ассоциаций не являются стабильными и зависят от экономических интересов составляющих их регионов, которые могут входить как в свое базовое объединение, так и в соседнюю ассоциацию. Но самое главное, что ассоциации решают внутренние проблемы, вытекающие из собственного, в основном экономического, ведения регионов. Деятельность федеральных округов, наоборот, строится как производная от предметов ведения Федерации. То есть округа являются проводниками проведения федеральной политики в регионах. Они действуют параллельно с ассоциациями, способствуя экономическому и социальному развитию регионов. При этом достигается координация региональной политики и "сверху", и "снизу". В перспективе состав федеральных округов и экономических ассоциаций, по всей видимости, будет приближаться к составу экономических районов, как наиболее обоснованному делению страны с научной точки зрения. При этом возможно изменение количества и границ самих экономических районов в соответствии с меняющимися условиями их формирования и развития. В частности, в 2010 г. из части Южного федерального округа был образован Северо-Кавказский федеральный округ, отличающийся социально-экономическим единством и способный стать интенсивно развивающимся субъектом особой региональной политики.

На макроуровне в России выделяются экономические зоны (макрорегионы) – Западная, включающая европейскую часть страны и Урал, и Восточная, включающая Сибирь и Дальний Восток. Выделение макрорегионов необходимо при проведении государством стратегической экономической политики, а также для научных исследований на макроуровне.

На Западную экономическую зону приходится 1/4 территории России, но около 80% населения, примерно 85% промышленного и сельскохозяйственного производства, около 90% непроизводственной сферы страны. Природные условия здесь относительно благоприятны для жизни людей и хозяйственной деятельности, но низка обеспеченность многими видами природных ресурсов. Уровень развития непроизводственной сферы не отвечает потребностям населения, а хозяйство требует коренной перестройки в соответствии с современными требованиями.

Перспективы развития Западной зоны связаны с использованием накопленного научного и промышленного потенциала, трудовых ресурсов, благоприятных природных условий. При этом приоритетными являются техническое перевооружение существующих промышленных производств, транспортных путей, интенсификация использования земель, а не строительство новых объектов и освоение немногочисленных свободных территорий. Особую роль должно сыграть развитие отраслей непроизводственной сферы. Одновременно будет происходить сокращение ресурсоемких и экологически вредных производств, конверсия оборонного комплекса.

Восточная зона занимает 3/4 территории России, но на нее приходится всего 20% населения, менее 15% промышленного и сельскохозяйственного производства, менее 10% непроизводственной сферы страны. Как видно, наименее развитой является непроизводственная сфера, что связано с приоритетным развитием в советские годы отраслей материального производства. Природные условия Восточной зоны в основном неблагоприятны для жизни людей и развития хозяйства, так как 2/3 территории этой зоны относится к зоне Севера. Соответственно, очень слабо развито сельское хозяйство, низка транспортная освоенность территории. В то же время Восточная зона очень богата природными ресурсами, что способствовало развитию промышленности, особенно добывающей, которая в настоящее время формирует более половины экспорта России.

Перспективы развития Восточной зоны связаны, прежде всего, с освоением природных ресурсов. Но важны также углубление переработки ресурсов, перестройка транспортной инфрастуктуры, в том числе для обеспечения транзитных связей между государствами Западной Европы и Восточной Азии, развитие отраслей непроизводственной сферы. Особое внимание нужно уделить развитию трудосберегающих технологий и сохранению природной среды северных территорий.

При более дробной типологии для реализации региональной политики федеральные округа страны можно разделить на три группы. Округа Северо-Западный (за исключением юго-западной части), Сибирский и Дальневосточный являются территориями нового освоения. Главный фактор их развития – богатство природными ресурсами. При этом природные условия, как правило, малоблагоприятны для жизни людей и ведения хозяйственной деятельности. Низки степень освоенности территории и уровень развития отраслей непроизводственной сферы. Л завершенных территориальных структур не сформировалось, что выражается, например, в существовании во всех этих районах двух основных социально-экономических центров и относительной слабости внутрирайонных социально-экономических связей. Можно сказать, что процесс районообразования на этих территориях еще не завершен, и в перспективе возможно выделение новых экономических районов из уже существующих.

Округа Центральный, Приволжский и Уральский (южная часть) являются типичными старопромышленными районами. Это главные индустриальные районы страны с пониженным значением сельского хозяйства (которое не имеет здесь хороших природных предпосылок для своего развития) и повышенным – отраслей непроизводственной сферы. Главные факторы их развития в настоящее время – квалифицированные трудовые ресурсы, накопленный научный и экономический потенциал и выгодное экономико-географическое положение. При этом большинство промышленных предприятий нуждается в техническом перевооружении, а многочисленные военные производства – в конверсии. Низка обеспеченность природными ресурсами, многие месторождения минерального сырья уже исчерпаны.

Южный и Северо-Кавказский федеральные округа отличаются наиболее благоприятными в России природными условиями для жизни людей и ведения сельского хозяйства. Поэтому в них высока плотность населения, повышенное значение имеет сельское хозяйство, и их можно назвать индустриально-аграрными. Перспективно также развитие трудоемких производств. Остро стоят проблемы деградации почв и рационального использования водных ресурсов. Существует "некомплектность" минеральных ресурсов. Остры социальные проблемы (межнациональные отношения, аграрное перенаселение, высокая безработица и др.). При этом Поволжский район является более индустриальным, чем два других в этой группе, и имеет много старопромышленных центров и предприятий ВПК, что сближает его с районами предыдущей группы.

Типы регионов-субъектов РФ выделяют по разным критериям. Для региональной политики важна типология по социально-экономическим проблемам. Наиболее нуждающимися в проведении особой политики являются регионы трех типов: 1) отстающие в социально-экономическом развитии, 2) Крайнего Севера и приравненные к ним, 3) приграничные. Главным показателем для выделения регионов, отстающих в социально-экономическом развитии, является валовой региональный продукт (ВРП) в расчете на одного жителя. Отстающими можно считать регионы, где ВРП на жителя в 2 с лишним раза меньше среднероссийского значения. Особенно тяжелое положение в тех регионах, где ВРП на одного жителя в 3 с лишним раза меньше среднероссийского значения. Это республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесская, Чеченская, Тыва. Эти регионы отличаются общей неразвитостью экономики, преобладанием в ее структуре сельского хозяйства, высоким уровнем безработицы, низкими душевыми доходами населения. Региональная политика здесь должна быть направлена на развитие промышленности и непроизводственной сферы, особенно отраслей трудоемких или обеспеченных местными ресурсами (легкая промышленность, рекреационное хозяйство и др.).

Крайний Север и приравненные к нему территории занимают 2/3 территории России. К этой зоне относятся полностью – республики Карелия, Коми, Саха (Якутия), Тыва, области Архангельская, Сахалинская и Магаданская, АО Чукотский, Корякский, Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, а также частично еще 11 регионов страны. Главные социально-экономические проблемы здесь – удаленность от основных экономических центров страны, суровые природные условия, слабая освоенность и заселенность, резкое удорожание хозяйственной деятельности по сравнению с центральными и южными территориями страны. В то же время именно здесь сосредоточено более 90% общероссийских запасов газа, нефти, золота и алмазов, а также другие природные ресурсы. Региональная политика в северных регионах должна быть направлена на максимально эффективное использование природных ресурсов, трудосбережение, поддержание приемлемой экологической ситуации, сохранение культуры коренных народов. Особое значение имеет формирование современной транспортной инфраструктуры, в том числе строительство новых трубопроводов, железных и автомобильных дорог, использование Северного морского пути.

К сухопутной государственной границе России выходит 36 субъектов РФ, еще 10 регионов имеют выход только к морской границе. То есть приграничными являются более 1/2 регионов современной России. Основные проблемы в таких регионах – слабо контролируемые потоки товаров и населения, пересекающие границу, сложная криминогенная ситуация, зависимость от импорта потребительских товаров. Особенно остры эти проблемы в регионах, выходящих к границам России с бывшими республиками СССР, где соответствующего материально-технического обеспечения границы, как правило, еще нет. Региональная политика в приграничных регионах должна быть направлена на усиление пограничного контроля. Но при этом границы страны, особенно с бывшими советскими республиками, должны играть прежде всего контактную роль, а не превратиться в барьеры для развития экономических и социальных связей.

Наиболее сложной социально-экономическая ситуация является в тех регионах России, которые являются проблемными сразу по нескольким критериям. Так, большинство республик Северного Кавказа являются одновременно приграничными и отстающими в развитии. А республика Тыва не только отстающая в развитии и приграничная, но еще и относится к территориям, приравненным к Крайнему Северу. Именно таким регионам должно уделяться первоочередное внимание федеральных властей ради сохранения единства страны и уменьшения социально-экономической дифференциации между отдельными регионами.