Коучинг и наставничество

Эти области деятельности близки по форме, но имеют существенные различия по содержанию.

Наставник – это обычно квалифицированный специалист в какой-либо области, работающий, как правило, с младшими по возрасту и менее опытными работниками в данной сфере, чтобы помочь ему приобрести знания, навыки и опыт.

Коучинг способствует самостоятельному научению и развитию. Коуч необязательно имеет опыт работы в той же области, что и человек, с которым он занимается.

Наставники в основном полагаются на продвижение уже существующих знаний или профессиональных навыков. Иначе говоря, учат тому, что знают сами. Преимуществом метода является возможность обучения без отрыва от производства, т.е. на рабочем месте. Ученику не нужно ломать голову над тем, как перенести знания из формата "аудитории" на практику. По сравнению с тренингом метод в целом более индивидуализирован, но зачастую не способен научить большему, чем знает и умеет сам.

Коучинг и тренинг

Тренинг – это обучение определенным навыкам. Часто он обязателен для сотрудников, чтобы повысить уровень их профессиональной составляющей и увеличить профессиональные навыки по тем или иным специальностям.

От традиционных форм обучения тренинг отличает количество теории и упор на практику, отработку конкретных навыков. Единственной проблемой в данном случае является то, что перед вернувшимся с тренинга участником встает вопрос о необходимости перенести навыки из "виртуальной" реальности тренинга в "суровые будни" каждодневного бизнеса. Этот процесс весьма сложен, однако если тренинг подготовлен и проведен профессионально, а условия внутри организации способствуют тому, чтобы участник применял полученные знания на практике, тренинг дает результат.

Основное ограничение тренингов как метода повышения результативности состоит в том, что невозможно создать и "отработать" готовые решения, подходящие для всех без исключения ситуаций. В определенных условиях сотрудник должен научиться самостоятельно придумывать совершенно новые методы и подходы к решению проблем.

Исследования показали, что использование коучинга вместе с тренингом может привести к гораздо большей эффективности последнего. Согласно результатам исследований в американских компаниях на конец года после проведения только тренинга производительность персонала увеличивается на 22,4%, а проведенного вместе с элементами коучинга – на 88%. Таким образом коучинг не только повышает эффективность тренинга как метода обучения, но и способствует успешному переносу в рабочую среду результатов обучения.

Коучинг и управленческий менеджерский консалтинг

Консультанты обычно бывают экспертами в своей области. Коучи – эксперты в плане поддержки процесса обучения и достижения поставленных целей.

От консультанта но управлению ожидают, что он создаст модель изменений, основанную на информации о текущем состоянии организации. Консультант придет в организацию со стороны, предложит решение и уйдет. Коуч помогает клиентам самостоятельно находить решения. Консультанты по управлению, как правило, работают с информацией, процессами и процедурами. Коучи же – с отдельно взятыми людьми, затрагивают отношения и навыки межличностного общения. Консультанты говорят, что делать, и задают правильные вопросы.

Сравнительный анализ различных методов повышения результативности представлен в табл. 6.2.

Таблица 6.2

Сравнительное описание основных методов повышения результативности

Метод

Цель метода (или что получает клиент)

Когда используется

Ограничения

Тренинг

Приобретение конкретных навыков, иногда – изменение отношения к работе

Когда для эффективного выполнения работы исполнителю не хватает знаний и навыков

Необходимость переноса навыков из аудитории в реальность. Не всегда индивидуализированный подход

Профессиональное консультирование

Решение конкретной проблемы через "покупку" этого решения

Когда проблема находится в определенной "экспертной области" и не может быть эффективно решена внутри организации (отсутствуют время, знания и выгоднее купить решение "на стороне")

Затраты должны быть тщательно просчитаны. Консультантом надо уметь эффективно управлять (что весьма сложно). Как правило, не происходит (или происходит ограниченно) повышения компетентности клиента в отношении способов решения проблемы

Наставничество

Решение конкретной проблемы через обмен опытом

Когда внутри организации есть сотрудники, компетентные в решении тех или иных вопросов. Когда необходима передача уже накопленного внутри организации опыта от более опытных к менее опытным сотрудникам

В основном передаются "готовые" решения и "мудрость прошлого". Это редко способствует развитию новых инициатив

Коучинг

Решение конкретной проблемы через развитие самостоятельности и ответственности за результат у сотрудника

Когда для успеха дела критичны способность сотрудника к новаторству и чувство персональной ответственности за результат

Требует специальных навыков у коуча. Организация должна поощрять самостоятельность, ответственность и предприимчивость сотрудников

Назовем пять главных результатов коучинга.

1. Построение такой жизнедеятельности, которая позволяет ставить и осуществлять важные личные цели, обрести внутреннюю гармонию. Коуч предлагает стратегии для управления временем, жизненной гармонией и качеством жизни.

2. Обретение силы и усиление жизненной мотивации. Коуч поможет вам сосредоточиться на том, что наиболее важно для вас, и действовать согласно этим ценностям. Воодушевление, мотивация и удовлетворение результатами труда – вот что обычно сопровождает этот процесс.

3. Достижение и увеличение благосостояния за счет личного труда. Еще Вольтер заметил, что труд освобождает человека от трех великих зол: скуки, порока и нужды. Если мы четко определяем для себя, какие блага мы хотим получить, наша жизнь организуется таким образом, чтобы эти блага нам обеспечить. В результате мы становимся и более счастливыми, и более успешными благодаря высокопроизводительному труду[1].

4. Преодоление трудностей и барьеров. Часто нам приходится сталкиваться с огромным количеством разнообразных внутренних и внешних препятствий. Благодаря качественно проведенному коучингу внутренние блоки могут исчезнуть, а внешние блоки могут быть преодолены. Это наиболее эффективный путь.

5. Прояснение своих целей и сосредоточение на приоритетах. Если ты четко знаешь, чего именно хочешь от жизни, процесс получения этого становится гораздо проще. Хорошо определенные цели и установки на будущее позволяют нам сосредоточиться на том, что действительно важно именно сейчас.

Роль коуча заключается в том, чтобы помочь клиенту определиться с приоритетами и поддерживать в нем решимость добиться цели и ответственности за се достижение.

Коуч фокусируется на созидании, достижении целей, создании результатов. Его клиент – человек, который хочет идти к своим целям. Коучинг направлен из настоящего в будущее. Цели и направление работы определяет клиент, а коуч сопровождает его на этом пути.

Коуч не учит своего клиента, как делать, он создает условия для того, чтобы обучаемый понял самостоятельно, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь желаемого, сам выбрал наиболее удобный (удачный, целесообразный, приемлемый) способ действия и сам наметил основные этапы достижения своей цели (принцип самостоятельности клиента).

Собственно коучинг может рассматриваться и в качестве метода планирования собственной жизни, управления ее изменениями и развитием. Целью в этом случае является создание самого себя как личности с необходимыми, желаемыми качествами и характеристиками в социальном, личностном, межличностном, материальном и духовном аспектах.

С помощью коучинга можно придать новую окраску личным целям работников, связать достижение персональных целей и целей организации. Когда работники начинают понимать, что они достигают своих целей здесь, на предприятии, они начинают жить в организации, работать ради организации. Работая ради организации, они работают ради себя. Церестают быть временщиками и начинают работать на перспективу. Работать в этой организации для них может стать честью и привилегией.