Космоидеи В.И. Вернадского П.А. Флоренского

Вернадский Владимир Иванович (1863-1945 гг.), естествоиспытатель и мыслитель, основатель учения о биосфере и ноосфере, новых научных направлений по генетической минералогии и мерзлотоведении, радиогеологии и радиологии, геохимии и метеоритики, являлся патриархом идеи создания советской атомной бомбы, в годы войны на седьмом десятке лет послав записку Сталину в правительство, по которой была создана урановая комиссия. Его называют Ломоносовым XX в. Он родился в Петербурге, в 1885 г. окончил естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета и был назначен хранителем Минералогического кабинета университета. Работал в Московском университете, в Академии наук, в 1912 г. избран академиком. До прихода большевиков являлся ректором Таврического университета в Крыму в Симферополе. Позднее, после многочисленных проверок в ВЧК организовал в Академии наук отдел живого вещества, в частности, занимавшимся поиском проявления свойств симметрии или асимметрии в компонентах живой клетки, таящих тайны наследственности, что двумя десятилетиями позднее было подтверждено открытиями двойной спирали ДНК американскими биохимиками Уотсоном и Криком, ставшими лауреатами Нобелевской премии. Он являлся организатором и первым президентом Украинской академии наук (1919 г.), членом Чехословацкой (1926 г.) и Парижской (1928 г.) академий наук. Трижды избирался в Государственный Совет России, являлся членом ЦК кадетской партии. Он был очевидцем трёх революционных волн, две из которых привели к государственным переворотам в стране и двух мировых войн XX века. Встречался с председателем Совета министров Российской империи П.А. Столыпиным и Императором Николаем II, гетманом П.П. Скоропадским и первым председателем Центральной рады Украины профессором М.С. Грушевским, главнокомандующим Западным и Юго-Западным фронтом генералом А.И. Деникиным и главой правительства СССР В.М. Молотовым. Соседом на лестничной площадке у него был лауреат Нобелевской премии физиолог И.П. Павлов. В советское время Вернадский был единственным учёным — членом сразу трёх отделений Академии наук: геолого-географического, химического и физико-математического. Его учение о биосфере и ноосфере стало свидетельством перехода естествознания от аналитического этапа развития, ознаменовавшегося появлением фундаментальных наук (механики, физики, химии, биологии, геологии...), к синтетическому этапу. Биосфера, по В.Вернадскому, — это целостная биогеохимическая оболочка нашей планеты, развивающаяся по своим внутренним законам. Главным фактором, основной геологической силой, формирующей биосферу и её системы, выступает живое вещество, осуществляющее разнообразные геохимические и планетарно-космические функции. Ноосфера состоит из трёх раздельных пластов реальности: 1) космических просторов; 2) атомных явлений; 3) жизни человека, природных явлений и планеты, взятых как целое. Эти три пласта резко различны по свойствам пространства-времени. Они проникают друг в друга, но вместе с тем отграничиваются друг от друга в содержании и методике изучаемых в них явлений. В. Вернадский показал, что развиваемые им понятия биосферы и ноосферы являются главным связующим звеном в построении многомерной картины мира. "Логика естествознания в своих основах теснейшим образом связана с геологической оболочкой, где проявляется разум человека, то есть глубоко и неразрывно связана с биосферой". Концепция ноосферы определяется им как высшая стадия развития биосферы Земли, когда человеческая мысль становится "физической" планетарной силой. То есть к философскому спору о том, что первично — дух или материя, — Вернадский подошёл с иной стороны, наделив духовную субстанцию — мысль, — материальными физическими характеристиками. "Научная мысль могущественным образом меняет природу... Созданная в течение всего геологического времени, установившаяся в своих равновесиях биосфера начинает всё сильнее и глубже меняться под давлением научной мысли человечества... Очевидно, эта сторона хода научной мысли человека является природным явлением...". Осмысливая возможность разумной жизни во Вселенной, В. Вернадский делал следующее заключение: "Надо думать, что здесь на Земле, в данное геологическое время перед нами развернулось только промежуточное выявление духовных возможностей жизни и что в Космосе где-нибудь существуют её более высокие в этой области проявления".

Основные работы: "Биосфера", "Живое вещество", "Философские мысли натуралиста", "Труды по всеобщей истории науки".

Умер Владимир Иванович 6 января 1945 г., похоронен в Москве.

Флоренский Павел Александрович (1882-1937 гг.), учёный, мыслитель, богослов. Известен исследованиями в области лингвистики, искусствоведения, математики, физики и других естественных и гуманитарных наук, представляется как "русский Леонардо да Винчи". Детство провёл в Тифлисе и Батуме, где его отец, инженер путей сообщения, строил военную Батумо-Ахалцыхскую дорогу. Учился во 2-й Тифлисской классической гимназии вместе с Л.Б. Розенфельдом (Каменевым), В.Ф. Эрном, Д.Д. Бурлюком, A.B. Ельчаниновым. В 1899 г. Флоренский переживает духовный кризис, в результате которого ему открывается ограниченность физического знания и возникает интерес к религии. В это время зарождается его "математический идеализм", который он сам характеризовал как "коренное убеждение, что все возможные закономерности бытия уже содержатся в чистой математике как первом конкретном, а потому доступном использованию самообнаружении принципов мышления". В связи с этим убеждением у него явилась "потребность построить себе философское миропонимание, опираясь на углубленные основы математического познания". В 1900 г. поступил на физико-математический факультет Московского университета по отделению математики. Свою кандидатскую работу "Об особенностях плоских кривых как местах нарушения её непрерывности" П. Флоренский предполагал сделать частью большой философской работы "Прерывность как элемент миросозерцания". В синтезе теории множеств Г. Кантора и аритмологии Н.В. Бугаева он увидел универсальный метод решения проблем не только математики, но и других областей знания ("философско-математический синтез"). При этом точку и число он понимал как живую монаду, "умный первоорганизм". Параллельно с занятиями математикой Флоренский активно участвует в студенческом Историко-филологическом обществе, созданном по инициативе С.Н. Трубецкого, под руководством которого он написал работу "Идея Бога в платоновском государстве", а под руководством Л.М. Лопатина, возглавляющего философскую секцию в обществе, — работу "Учение Дж. Ст. Милля об индуктивном происхождении геометрических понятий". В 1904 г. по совету епископа Антония (Флоренсова) поступает в Московскую духовную академию, в которой учится заочно. Написанное там кандидатское сочинение "О религиозной истине" легло в основу его магистерской диссертации. С 1908 г. он доцент этой Академии по кафедре истории философии, через б лет после защиты диссертации становится там же магистром богословия и экстраординарным профессором. В 1914 г. в Академии вышел в отдельном издании самый известный труд Флоренского "Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи". Свою жизненную задачу он понимал как предложение путей к будущему цельному мировоззрению, синтезирующему веру и разум, интуицию и рассудок, богословие и философию, искусство и науку. Отвлечённые построения были ему чужды, и сам он в "Мнимостях геометрии" (1922 г.) называл свою философию "конкретной метафизикой". Флоренский заслуженно получил сан диакона, затем священника. В Академии он создал ряд оригинальных курсов по истории античной философии, философии культуры и культа, кантовской философии. Бытие, по Флоренскому, имеет два взаимосвязанных модуса: оно обращено внутрь, сосредоточено и укоренено в своей глубине и вместе с тем являет себя энергетически вовне. Носителями энергий бытия выступают имена и слова. Они суть не что иное, как само бытие в его открытости человеку, а посему они — символы бытия. Познание переживается П. Флоренским как брак бытия познающего с бытием познаваемым, как взаимодействие их энергий. Поскольку язык выражает познавательно отношение к миру, он двойственен. Он есть и устойчивая система, и живая деятельность духа. Собственное мировоззрение он считал соответствующим в принципе складу мышления Х№-№ вв. русского Средневековья. Основным законом мира полагал закон возрастания энтропии, понимаемый им как закон возрастания хаоса во всех областях мира. Хаосу противостоит Логос. П. Флоренский разработал систему теодицеи и антроподицеи. Здесь он христианский философский апологет: теодицея — оправдание Бога; антроподицея — оправдание человека. Теодицея у него основана на "столпе и утверждении истины", то есть церкви. Антроподицея, решающая вопрос, как согласовать веру в то, что человек создан по образу и подобию Божию, то есть совершенным и разумным, с реальным несовершенством и греховностью его, во многом связана у Флоренского с проблемами философской антропологии, проблемы которой он пытался раскрыть в неоконченной книге "У водоразделов мыслив. В 1912 г. его назначают редактором журнала "Богословский вестник", но после Февральского переворота 1917 г. он был отстранён от редактирования. В годы Первой мировой войны отец Павел некоторое время служил полковым священником. После Октябрьского переворота 1917 г. вынужденно становится советским чиновником, однако от сана не отказывается и рясу не снимает, даже по Кремлю ходит в рясе, за что получает выговоры от начальства. С 1918 г. работает в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, монастыря, расположенного в 71 км от Москвы, ныне это Сергиев Посад, там же благословенно получил и приход, женившись на простолюдинке Анне, которую искренне полюбил (по церковным канонам холостяки приход получить не могли). С 1920 г. Флоренский работает на столичном заводе "Карболит", совмещая служение Богу с должностью инженера, на работу его часто подвозил Лев Троцкий (этот факт впоследствии припомнят Флоренскому в НКВД). В РСФСР в 1920-е гг. разрабатывается программа ГОЭЛРО. Павел, как крупный специалист по электроэнергетике, является помощником Г.М. Кржижановского — председателя Комиссии по разработке плана ГОЭЛРО — и одним из авторов этой программы. Им были изобретены и запатентованы полупроводники, которые сберегли для страны миллионы (может быть и миллиарды) рублей по этой программе, без которых развитие энергетики было бы просто невозможным. В целом он являлся автором около 200 теоретических трудов и 30 запатентованных открытий в различных областях технознания, внёс существенный вклад в развитие таких наук, как мерзлотоведение и генеалогия. С 1921 г. заведует лабораторией испытания материалов в Государственном экспериментальном электротехническом институте. В 1927 г. редактирует "Техническую энциклопедию", опубликовав в ней около 150 статей. В своих духовных сочинениях продолжает углублять темы богословия и философии, избирается профессором ВХУТЕМАСа по кафедре "Анализа пространственности в художественных произведениях". Слета 1928 г. находился в полугодичной ссылке в Нижнем Новгороде (скорее всего за приверженность богословию и сохранению веры, возможно за знакомство с Троцким), где, как отмечается в советских справочниках, работал в радиолаборатории. На самом деле официально на работу его не брали и он был вынужден нищенствовать, подрабатывая только на пропитание написанием статей в "Техническую энциклопедию". В начале 1930-х гг. на Флоренского стали появляться партийно-разгромно-заказные публикации в газетах и в 1933 г. он был арестован. По сфабрикованному доносу "идейных партийцев" и последующему за ним обвинению П. Флоренский был осуждён на 10 лет и сослан в Соловецкие лагеря особого назначения (СЛОН НКВД). К нему в лагерь смогла приехать группа единомышленников, которая предлагала ему помощь: только на условиях принятия статуса политического беженца он вместе с семьёй мог бы переехать во Францию или в Чехию. На спасительное для себя и семьи предложение П. Флоренский ответил, что "свою судьбу он будет проживать с судьбой народа". На Соловках Флоренский провёл А года вплоть до 8 декабря 1937 г.: в этот день отца Павла тайно ночью, чтобы не знали ссыльные, вывезли в лес, где казнили сидельцев, и расстреляли. На неоднократные запросы родственников власти отвечали, что он переведён в другое место заключения, однако позже всё же сообщили, что П. Флоренский похоронен в общей могиле в Левашовском лесу в Ленинградской области.

До последнего своего дня отец Павел трепетно относился к своей семье — жене, двум дочерям и трём сыновьям, поддерживая их морально своими оптимистичными письмами и добрыми пожеланиями, никогда не сетовал на судьбу и веровал в справедливость. Ныне в селе Завражье Костромской области есть музей Павла Флоренского, директором которого является его внук — отец Андроник.

Основные философские работы П. Флоренского — "Соль земли...", "Около Хомякова", "Смысл идеализма", "Первые шаги философии", "Мнимости в геометрии".