Коррупция

То, что в стране высокий уровень коррупции, признают и простые граждане, и руководство страны. Коррупция свойственна как политической, так и экономической, судебной, правоохранительной, образовательной, медицинской, инвестиционной и другим сферам, что подрывает саму государственность России.

Попытки борьбы с этим явлением осуществляются постоянно, но в результате только растет размер взяток, количество чиновников, их благосостояние и отток капиталов за границу. Рассмотрим это явление с использованием методологии системного подхода. Но начать придется с определения смысла применяемых терминов, иначе невозможно будет договориться об объекте и предмете рассмотрения.

Понятие "коррупция" неоднозначно в представлениях ученых "от разных наук" и может быть разным в восприятии каждого человека, размышляющего о коррупции. Понятие нуждается в уточнении, операционализации по факторам, структуре, уровням, субъектам, локализации, типу, роли, значимости, ситуациям и другим основаниям.

Приведем всего три из множества определений понятия "коррупция".

Коррупция (от лат. corruption — подкуп) — прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения. Как правило, сопровождается нарушением законности.

Коррупция — "отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны представителей власти ради незаконной личной выгоды" (Пинто-Дтошинский, 1987). Одна из проблем с таким определением состоит в том, что во многих обществах коррупционные действия согласно правовым или административным инструкциям — нередко обычное явление и считаются нормальным поведением. Данное явление наблюдается некоторых странах "третьего мира" или с командной экономикой и бывает неотъемлемой частью достижения социально необходимых результатов. Но коррупция не ограничивается менее развитыми или государственно-социалистическими экономиками, что подтверждают такие скандалы, как Уотергейтское дело (США) или дело Поулсона (Великобритания).

Согласно современному российскому законодательству, коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Последнее определение имеет характер нормативного, и оно основано на признаке противопоставления интересов коррупционера и государства и общества.

Российская Федерация участвует в различных программах по борьбе с коррупцией. 8 марта 2006 г. Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции и приняла на себя ряд обязательств по имплементации антикоррупционных механизмов.

Российское уголовное законодательство предусматривает наказание не только за дачу взятки за совершение незаконных действий, но и просто за дачу взятки. В 2011 г. в ст. 291 УК РФ были внесены изменения, радикально повысившие наказание за дачу взятки.

Уголовный кодекс РФ предусматривает наказание за дачу взятки даже в том случае, если дача взятки не ведет к совершению незаконных действий. Освобождение от уголовной ответственности за дачу взятки может наступить только в случае, если будет доказан факт вымогательства взятки. Комментарий к ст. 291 УК РФ гласит: "Освобождение взяткодателей от уголовной ответственности по мотивам вымогательства взятки или добровольного сообщения о даче взятки не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки".

Таким образом, даже человек, давший взятку под давлением, уже считается преступником и не может быть признан потерпевшим. Однако лицо освобождается от уголовной ответственности, если своевременно сообщит в правоохранительные органы о факте вымогательства с него взятки.

Фиксировать факт дачи взятки правоохранителям неизмеримо проще, что называется "на себе", чем факт получения, при котором в сокрытии информации заинтересованы обе стороны — и взяткодатель, и взяткополучатель. В то же время несовершенство уголовного законодательства также ведет к коррупции, позволяя судьям достаточно широко использовать понятие "внутреннее убеждение". Так, в соответствии с дополнением ст. 15 УК РФ, вступившим в силу 10 августа 2012 г., судьи имеют право изменять категорию преступления на менее тяжкую, т.е. судья, основываясь на внутреннем убеждении, может признать преступление не особо тяжким, а тяжким, что значительно предопределит судьбу осужденного.