Коррупционное формирование класса собственников

Как известно, в начале 1990-х гг. был выдвинут лозунг: "Даешь класс собственников". Его-то и взяли на вооружение многие люди из ельцинских властных структур. Именно они, используя должностные полномочия, стали сколачивать свои капиталы. Формы и методы для этого использовались самые разные: от откровенного воровства и взяточничества до махинаций с акциями предприятий и создания теневых структур. В течение только 1996-1997 гг. по фактам коррупции были сняты с работы десятки высших должностных лиц государства, занимавших руководящие посты в Генеральной прокуратуре РФ, ФАПСИ, МВД, ГТК, Госналогслужбе, Центробанке РФ, МВЭС, Роскомдрагмете, Минздравмедпроме России и некоторых других министерствах и ведомствах.

Президент Б. Н. Ельцин, как первый в послесоветское время российский президент, сосредоточив в своих руках огромную власть, оказался неспособным эффективно ее реализовать, выполнить все возложенные на него полномочия и обязанности. Распространенный в это время криминальный лоббизм в органах власти, инвестирование коммерческих структур за счет бюджета в ущерб государству и гражданам, необоснованная и убыточная для общества передача государственного имущества в управление некомпетентным лицам, создание лжепредприятий, совмещение гражданской службы с участием в коммерческих предприятиях и организациях стали обычным явлением российской действительности. Все это неизбежно сопровождалось корыстными злоупотреблениями должностных лиц, получением ими огромных взяток.

По некоторым экспертным оценкам, объем рынка коррупции в нашей стране сопоставим по доходам с федеральным бюджетом и оценивалось в 300-350 млрд долл. Если раньше политик, чиновник, другие официальные лица ничего от взяткодателя обычно не брали. Этим занимались посредники. То теперь и они берут взятки и различные "откаты" напрямую. В СМИ публикуются такие данные, что доход государственных мужей, которые по роду своей деятельности способны лоббировать интересы коммерческих или криминальных структур и активно занимаются этим, достигает от 300 тыс. до 1,5-2 млн долл.

Институт общественного проектирования (ИнОП) опубликовал доклад о коррупции, составленный на основе анонимного опроса бизнесменов, чиновников и экспертов. Взятки и откаты но версии ИнОП в крупном бизнесе: за получение лицензий, отзыв лицензий у конкурентов - 1 - 1,5 млн долл.; за получение государственного заказа - 1/3 от суммы проекта; на таможне - до 50% суммы, на которую снизили пошлину; у налоговиков - до 50% списанной недоимки; в политике за место в партийном списке - до 5 млн долл.; вынесение законопроекта на рассмотрение - 250 тыс. долл.; в государственных монополиях - до 20% суммы государственного заказа и до 40% стоимости проектов.

В отечественной коррупции можно выделить три уровня. Первый позволяет при помощи взяток вовлечь политического руководителя или государственного служащего в противозаконные действия. Второй дает преступным группировкам возможность через коррумпированных политиков и чиновников полностью или частично подчинить себе государственную организацию или учреждение посредством создания при них разных коммерческих структур. Третий открывает криминалитету доступ к государственным средствам через незаконные кредиты и субсидии, занижение реальной стоимости государственной собственности в период приватизации, присвоение валютной выручки от реализации за рубежом сырьевых ресурсов страны и т.д.

Находящиеся у власти политики и чиновники, как правило, создают свои "запасные аэродромы". Для этого широко используются различные посреднические фирмы и фонды, в которые перекачивают бюджетные и другие деньги. Свои фонды, коммерческие банки, финансовые структуры имеют многие бывшие руководители федеральных государственных органов.

За рубежом уже оценили размах коррупции в России. Отдельные иностранные спецслужбы завели целые тома информации на наших коррумпированных политиков и чиновников. Своим бизнесменам представители спецслужб настоятельно рекомендуют сообщать о всех фактах подкупа ими российских должностных лиц. В дальнейшем сумма взятки исключается из налогооблагаемых сумм как законные производственные издержки. Ведется также учет лиц, приезжающих из России на дорогие зарубежные курорты.

Во второй половине XX в. коррупция превратилась в явление мирового масштаба и перестала быть проблемой отдельных стран, приобретя особую актуальность в условиях глобализации. В настоящее время наибольшим авторитетом пользуется индекс восприятия коррупции, который рассчитывается Transparency International (TI), что в буквальном переводе с английского означает "Международная прозрачность".

Индекс восприятия коррупции (ИВК) ранжирует страны по оценкам степени распространенности коррупции среди гражданских служащих и политиков. В 2012 г. ИВК включал 197 стран и основан на данных 16 различных опросов и исследований, проведенных 10 независимыми организациями. В процессе обобщения данных отдельных исследований каждая страна получает оценку по 10-балльной шкале, где 10 баллов означают отсутствие коррупции (самую высокую "прозрачность" экономических и политических процессов), а 0 баллов - самую высокую степень коррупции (минимальную "прозрачность"). Если посмотреть на уровень коррупции в России по сравнению с другими странами, то это никак не прибавляет оптимизма.

В 2011 г. Россия занимала 145-е место в индексе восприятия коррупции в мире, ее индекс составлял 1,9 балла. По данным TI, уровень коррупции в разных государственных органах дал такие результаты: политические партии - 4,2; парламент - 2,9; суд - 3,2; налоговые органы - 3,4; бизнес - 3,7; таможня - 3,8; образование - 3,6; медицина - 3,8; регистрационные органы - 3,1; армия - 3,2; СМИ - 3,5; ЖКХ - 2,1; некоммерческие организации - 2,5; церковь - 2,2; правоохранительные органы - 2,0. Поэтому одним из приоритетов дальнейшей работы по-прежнему будет противодействие самой тяжелой болезни, поразившей наше общество, - коррупции.