Лекция 23. Коррупционная преступность

С плохими законами и хорошими чиновниками вполне можно править страной. Но если чиновники плохи, не помогут и самые лучшие законы.

Отто фон Бисмарк (18151898), первый канцлер Германской империи

Нет ничего легче, чем тратить бюджетные деньги. Кажется, что они не принадлежат никому. Искушение слишком велико, чтобы кто-либо мог перед ним устоять.

Калвин Кулидж (18721933), президент США

Взятка – самая действенная русская конституция на все времена.

Николай Александрович Бердяев (18741948), русский философ

Казна шатущая корова: не доит ее ленивый. Владимир Иванович Даль (18011872), русский писатель, лексикограф ("Пословицы русского народа")

Понятие коррупции

Экономические преступления являются исключительно значимой частью корыстной преступности. Аналогично положение коррупции в структуре экономических деяний. Причем те особенности, которые характерны для экономической преступности (высокое общественное положение ее субъектов; изощренно-интеллектуальные способы совершения преступлений; огромный материальный, физический и моральный ущерб, причиняемый ими; исключительная латентность экономических посягательств и снисходительное отношение властей к этой группе преступников), в коррупции достигают апогея.

За последнее столетие о коррупции написаны горы книг и множество статей, проведены сотни международных и национальных конференций, парламентских слушаний и круглых столов, разработаны международные и региональные конвенции, руководящие принципы, типовые договоры, рекомендации о мерах предупреждения коррупции и борьбы с ней. Важные вопросы были раскрыты в книге "Основы борьбы с коррупцией", вышедшей под редакцией С. В. Максимова. Издание стало плодом труда ученых более ста стран, включая Россию, и содержит результаты исследования причин и условий возникновения и существования этого опасного явления, а также различные способы борьбы[1]. Много ценного в исследуемую проблему внесли другие работы[2]. Посильный вклад в разработку этой проблемы вот уже на протяжении многих лет пытается внести и автор[3]. Автору даже пришлось принимать непосредственное участие в квазиэкспериментальном изучении изощренных коррупционных технологий Департамента муниципального жилья г. Москвы (его аббревиатуру "ДМЖ" народ расшифровал по-своему, объективно) при регистрации недвижимости через посреднические структуры, которых в Москве несметное количество[4].

Коррупцией обеспокоены (правда, порой лишь внешне) и политики, и правоохранители, и ученые, и весь народ. Многие политические деятели разных стран с помощью страстных речей о борьбе с ней сделали блестящие карьеры. Поэтому сказать что-либо абсолютно новое по этой проблеме представляется почти невозможным.

Тема заезжена вдоль и поперек. Но коррупция вновь и вновь, как зловещий феникс, возрождается на пути развития мирового сообщества, стран, народов, законодателей, правительств, правоохранительных органов и научных учреждений. Очевидно, что практических сдвигов в борьбе с коррупцией немного (они весьма незначительны) как в мире в целом, так и в отдельных государствах, особенно в нашей стране. Между заявлениями властей об их стремлении беспощадно бороться с коррупцией и коррупционными реалиями огромная и все расширяющая пропасть, что указывает на непрерывный рост масштабов государственного лицемерия.

Со времен Макиавелли мир не изменился. Сегодня мы сталкиваемся с тем же парадоксом: все должно быть цивилизованно, прилично, демократично и честно – на вид. Но если мы играем, слишком точно придерживаясь этих правил, понимаем их слишком буквально, нас сомнут наши противники, если только они не такие же простаки. Как писал великий дипломат эпохи Возрождения Никола Макиавелли: "Всякий, кто старается все время быть хорошим, неизбежно в конце концов окажется погребенным среди огромного множества тех, кто нехорош". Двор воспринимал себя как верх изысканности, но под блестящей оболочкой скрывались темные страсти – алчность, зависть, похоть, ненависть клокотали там, словно в кипящем котле. Вот и наш сегодняшний мир считает себя кульминацией добродетели, но те же неприглядные страсти по-прежнему бушуют в нашем обществе, как и во все времена. Правила те же: внешне вы должны уважать честную игру, но на деле, если только вы не совсем наивны, быстро усваиваете, что надо быть расчетливым и осмотрительным, и поступаете по совету Наполеона: "надеваете бархатную перчатку на железную руку"[5]. Это имеет большое значение в криминологическом плане, поскольку позволяет понять мотивацию расследуемых, рассматриваемых или научно исследуемых деяний, особенно корыстных, должностных, экономических и коррупционных. При наиболее опасных формах организации власти – клептократии ("власть воров"), лутократии ("власть грабителей") и плутократии ("власть богатства") – так же умело используются различные "фасады"[6].

Российскую коррупцию условно можно разделить на мелкую (низовую, повседневную) и крупную (вершинную, элитарную). Их нередко связывают отношения взаимной зависимости, обусловленности и общности централизованного, патерналистского, иного организационного или социально-психологического характера. Первая высасывает деньги граждан, а вторая заглатывает огромные куски государственной и частной экономики. Вместе же они беспощадно разрушают правовые основы общества и государственную власть. Коррупция разных форм свидетельствует о полном безразличии государственных должностных лиц к общественной пользе, закону, народу. Она представляет собой симбиоз необоснованной монополии власти, дискреционных полномочий чиновников и отсутствия их жесткой правовой подотчетности и подконтрольности.

Элитарная коррупция характеризуется: высоким социальным положением ее субъектов; изощренно-интеллектуальными способами совершения преступлений; огромным материальным, физическим и моральным ущербом; исключительной латентностью посягательств; снисходительным и даже бережным отношением властей к этой группе преступников[7]. Дело в том, что коррупционные деяния "наверху", как правило, совершаются в сложных, специфических и конфиденциальных видах государственной деятельности, где непрофессионалу трудно разобраться. "Там" коррупция имеет уникальную способность приспосабливаться, она непрерывно мимикрирует, видоизменяется, совершенствуется. Этот вид коррупции, имея скрытый и согласительный характер, в условиях доминирующей алчности и продажности властей взаимовыгоден и тем, кто берет, и тем, кто дает. И хотя от коррупции страдают и государство, и общество, но эти страдания виртуальны, невидимы и опосредованы. Латентность действий – вот основная забота коррумпированной бюрократии, которая строится на "классовой" взаимопомощи, а точнее сказать – на круговой поруке.

Коррупция, как правило, не влечет за собой претензий, так как виновные стороны получают выгоду от незаконной сделки. Даже вымогательство взятки не всегда будет обжаловано, поскольку люди не особенно верят в борьбу с коррупцией. И для этого есть достаточно оснований – объективных и субъективных, глобального масштаба и касающихся каждой страны в отдельности. Поэтому в мире нет сколько-нибудь полных или хотя бы репрезентативных данных об этом явлении, еще меньше – виновных лиц, представших перед уголовным судом, и лишь единицам (причем, как правило, "птицам не высокого полета") назначается уголовное наказание.

Реальная коррупция не сводится к примитивному взяточничеству, особенно в условиях рыночной экономики, свободной торговли и демократии. Лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, традиции перехода политических лидеров и чиновников на должности почетных президентов корпораций и частных фирм, инвестирование коммерческих структур за счет госбюджета, перевод государственного имущества в акционерные общества, использование связей преступных сообществ и т.п. – завуалированные формы современной рыночной коррупции.

Многие негодуют по поводу отсутствия в УК РФ коррупции как преступного деяния. Но его и не может быть в нашем Кодексе, как нет в нем понятия насильственного преступления или корыстного и т.д. Это обобщающие научно-практические понятия криминологического и социально-правового характера, которые включают в себя ряд конкретных деяний, объединенных в данном случае единой (сходной) мотивацией и формой действий, которых миллионы.

В связи с этим коррупция должна рассматриваться не только и не столько как правовое, сколько как криминологическое и социально- правовое явление, охватывающее совокупность общественно опасных деяний, как криминализированных, так и по различным причинам в нашей стране не криминализированных, но признанных преступными в мировой практике. Определений коррупции множество, и потому мы не станем все их рассматривать. Есть краткое и емкое определение, которое используется в документах ООН и Совета Европы: "Коррупция – это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп". Из него следует, что коррупция выходит за пределы взяточничества или иного упрощенного коррупционного деяния. Таким образом, по действующему российскому уголовному законодательству, коррупционная преступность прямо или косвенно включает в себя значительное число деяний, предусмотренных в гл. 19, 21, 23 и 30 УК РФ: некоторые преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (воспрепятствование осуществлению избирательных прав, фальсификация избирательных документов и другие формы "покупки" власти – политическая коррупция); преступления против собственности (присвоение или растрата и др.); преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (злоупотребления, коммерческий подкуп и т.п.); традиционные должностные преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (злоупотребления, присвоение, взяточничество, служебный подлог и др.).

Аналогичная идея заложена в документе 20-летней давности, подготовленном секретариатом ООН на основе опыта разных стран. Он включает в коррупцию: 1) кражу, хищение и присвоение государственной собственности должностными лицами; 2) злоупотребление служебным положением для получения неоправданных личных выгод (льгот, преимуществ) в результате неофициального использования официального статуса; 3) конфликт интересов между общественным долгом и личной корыстью. В качестве критерия установления уголовной ответственности в этом случае аналитиками ООН предлагается не оценка общественной пользы принятого решения (хотя это имеет важное правовое значение), что довольно трудно сделать, а открытость процесса принятия решения: должностное лицо не вправе принимать решение без представления всей информации. Если данное условие нарушено, то должностное лицо может быть признано виновным. Сюда также относится непредставление информации о своих финансовых активах, обязательствах, связях при занятии должности, а также ежегодной отчетности. Причем санкции за это предлагаются не меньшие, чем за другие виды коррупции, чтобы нарушение было невыгодным. Особое внимание уделяется представлению информации о финансовой поддержке партий[8].

Однако перечисленные и обоснованные ООН актуальные виды коррупции не отражаются должным образом как в официальной криминальной статистике, так и в законодательстве. В последние годы коррупция не только интенсивно росла количественно, но и развивалась качественно. При этом новые формы продажности чиновников тоже практически не находят адекватного уголовноправового и регистрационного отражения, о чем ставился вопрос даже на самом высоком уровне.

"Уже в годы реформы, при участии или непростительном бездействии органов государственной власти, – говорилось в Послании Президента РФ Федеральному Собранию за 1996 г., – появились новые способы перетекания богатства к избранным – перепродажа бюджетных ресурсов и льготных централизованных кредитов, уклонение от уплаты налогов и таможенных пошлин, присвоение чужих денег через механизм неплатежей, фактический захват пакетов акций, находящихся в федеральной собственности, и т.п."[9] Но все это так и осталось на бумаге.

К сожалению, в УК РФ отсутствуют широко практикуемые в нашей стране коррупционные деяния, такие как: коррупционный лоббизм; коррупционный фаворитизм; коррупционный протекционизм; коррупционный непотизм; тайные взносы на политические цели; взносы на выборы с последующей расплатой государственными должностями; проведение приватизации, акционирования, залоговых аукционов "в узком кругу"; предоставление налоговых и таможенных льгот; переход государственных должностных лиц (сразу после отставки) на должности президентов банков и корпораций; коррупция за рубежом; совмещение государственной службы с коммерческой деятельностью и т.д. Именно эти виды коррупции причиняют основной вред государству, обществу и народу. Но именно они по факту остаются вне уголовно-правового контроля. Хотя об этом неоднократно говорилось практически на всех конференциях, семинарах и круглых столах, посвященных борьбе с коррупцией[10]. Однако никаких сдвигов не было. Судя по всему, так было спланировано.

В 1995 г. E. Т. Гайдар писал: "Сегодня мы можем подвести предварительный итог социально-экономическим переменам последних лет. Если постараться обобщить их в виде формулы, то ее можно представить как обмен власти на собственность (выделено автором. –В. Л.)... Россию у номенклатуры нельзя, да и не нужно отнимать силой, ее можно “выкупить”"[11]. И этот "выкуп" осуществлялся странным образом. Он носил четко выраженный и колоссальный коррупционный характер.

Американец В. Н. Бровкин, основываясь на реальных фактах, утверждал, что МВФ, Мировой банк и реформаторы в нашей стране не были озабочены восстановлением производства. Главное – организовать получение денег в долг. Евробондов и прямых займов МВФ было мало. Проценты повысили, и допустили на рынок ГКО иностранные банки. МВФ был одним из инициаторов становления рынка ГКО для нерезидентов. Реформаторы, их друзья в привилегированных банках России и партнеры на Западе выигрывали на диких процентах, которые платило российское государство, бравшее в долг все больше и больше. Так проходило обогащение немногих за счет роста национального долга. МВФ прикрывал этот грабеж (международную коррупцию), давая новые кредиты[12]. Важное суждение в этом отношении высказал Г. А. Сатаров: "Трансплантация западных институтов осуществляется последние десятилетия в рамках новой формы международного бизнеса по экспорту институтов. Созданы специальные международные организации вроде МВФ или МБРР, которые активно ведут этот бизнес за кредиты, предоставляемые третьим странам. Кредитная кабала растет, а за то, что институты не прививаются на новой почве, никто не несет ответственности"[13]. Именно подобные действия привели в 2007–2008 гг. к небывалому мировому экономическому кризису, предложениям существенного реформирования Мирового банка и МВФ, сомнениям в американской монополярности, поддержке региональных резервных валют, массовым европейским беспорядкам и погромам, серийным убийствам и самоубийствам в США[14].

Бывший председатель Комиссии Государственной Думы по проверке фактов участия должностных лиц в коррупционной деятельности А. Д. Куликов на одной из конференций откровенно рассказал о проверке этой комиссией "убийственных" коррупционных материалов на Президента РФ Б. Ельцина и членов его семьи, бывших председателей Правительства РФ В. Черномырдина и С. Кириенко, вице-премьеров Правительства РФ Е. Гайдара, А. Чубайса, Б. Федорова, Б. Немцова, А. Лившица, А. Коха, Н. Аксененко, министров П. Авена, О. Давыдова, А. Починка, заместителей министров А. Вавилова, А. Кудрина, секретаря Совета Безопасности РФ И. Рыбкина, исполнительного секретаря СНГ Б. Березовского, управляющего делами Президента РФ П. Бородина, заместителя председателя Госкомимущества РФ П. Мостового и других высокопоставленных лиц[15]. В отношении некоторых из них проводились прокурорские проверки и даже возбуждались уголовные дела, но никто из перечисленных должностных лиц не понес никакого наказания. Хотя только контролируя новые коррупционные технологии и можно разорвать порочные криминальные круги: деньги – власть – деньги, собственность – власть – собственность.

Сколько было случаев, когда федерального чиновника снимали с должности за злоупотребление властью в корыстных целях, а через несколько недель или месяцев он получал еще более доходную федеральную должность и печатался с широкой улыбкой в правительственной газете. Или же в СМИ появляются материалы о его коррупционных делах, а он (хотя опровержений нет) так и продолжает сидеть в своем коррупционном кресле. Но ведь есть мировой опыт: если публикация ложная – несет ответственность автор статьи, если же нет – ответственность несет герой публикации.

Зарубежный опыт. Европейская комиссия ушла в отставку в полном составе только потому, что несколько ее членов устраивали своих близких на хлебные должности. Там это называется коррупционным непотизмом. В СМИ было опубликовано сообщение, что вице-премьер Швеции, будучи в США, купила по карточке правительства личные вещи. Внеся затем всю истраченную сумму, она, тем не менее, вынуждена была уйти в отставку. Когда премьер- министр Израиля находился в коме, его сына привлекли к уголовной ответственности за то, что во время выборной кампании отца он, будучи ее руководителем, использовал несколько тысяч коррупционных шекелей. Глава Мирового банка Пол Вулфовиц вынужден был уйти в отставку за то, что дал повышенную зарплату своей любовнице. Какая мелочь по российским меркам и какая реакция властей и самих изобличенных!

Конечно, уголовное право не панацея в борьбе с коррупцией, да и всех не пересажаешь. Сил и места не хватит в России. Главное – народный, общественный, государственный контроль. К сожалению, даже очень честные люди, оказавшись "у воды", не в силах удержаться, чтобы не "утолить жажду". А ведь какое-то время у нас в стране контроль вообще отсутствовал; в одном из официальных обращений к Президенту РФ Ельцину министр финансов В. Г. Пансков в начале 1995 г. писал: "такого слабого контроля со стороны государства за своими собственными финансами в истории России еще не было"[16].

Выразить сотни, тысячи форм коррупционных деяний в емкой и конкретной правовой форме практически невозможно. Необходимо обобщение по мотивации деяния и суммарным последствиям. Правовое, частично обобщающее и частично конкретизированное понятие коррупции, в котором подтверждаются наши предшествующие рассуждения, было изложено в подписанном Президентом РФ Д. А. Медведевым Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-Φ3 "О противодействии коррупции". В этом Законе определяются важные понятия, и на первом месте, естественно, коррупция.

Коррупции в Законе дано следующее определение: "а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица". Это определение коррупции, как и другие положения указанного Федерального закона, не дополняют УК РФ, не включаются в Кодекс и не противоречат ему. В Уголовный кодекс в связи с принятием Закона о коррупции не было внесено никаких изменений, что является существенным недостатком принятого Закона. Более того, предлагаемое понятие коррупции далеко не полностью охватывает весь спектр реальных коррупционных деяний.