Лекция 19. КОРРЕКЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

Важнейшая задача современной психодиагностики — переход от постановки диагноза, ограничивающегося только фиксацией уровня развития той или иной психологической особенности, к построению психокоррекционной работы. О необходимости такого перехода говорили многие отечественные психологи. Они же критиковали диагностический подход чаще всего за невозможность строить на основе традиционной диагностики какие бы то ни было коррекционные мероприятия.

В данной главе обсуждаются теоретические основы и базовые принципы коррекционных возможностей психодиагностических методик умственного развития. В то же время нельзя исключить и того, что эти принципы частично могут быть использованы и в других областях психодиагностик (например, в области природных психофизиологических особенностей).

Коррекция — это исправление тех или иных расстройств, дефектов, нарушений. Применительно к умственному развитию можно говорить о психологической коррекции отдельных дефектов мышления, проявляющихся как в несовершенстве некоторых мыслительных операций и умений, так и в невладении содержательной стороной мышления. Коррекционные меры воздействия можно планировать, ориентируясь на актуальный уровень развития функции и выявляя ее дефекты, понимаемые как отклонение от возрастной нормы.

Коррекция становится возможной при соблюдении двух условий: во-первых, имеющегося знания о том, как "правильно", как эффективно должно быть выполнено мыслительное действие, т.е. представление о нормальном проявлении мыслительной функции, а во-вторых, при наличии диагноза, констатации нарушения, дефекта, пробела в развитии, что возможно при использовании методов психологической диагностики.

Необходимость в коррекции возникает, когда развитие осуществляется стихийно, путем проб и ошибок, и многие сто моменты не осознаются субъектом. В таком случае появляются отклонения, дефекты, которые мешают продвигаться дальше (и прежде всего в учебе). Возникает необходимость их устранения. Например, у некоторых школьников оказываются несформированными какие-то мыслительные операции (анализ, обобщение и др.), что становится на определенном этапе обучения помехой в усвоении школьных знаний на достаточном уровне глубины и в полном объеме. Возникает необходимость в коррекционной работе.

Часто эти дефекты не осознаются субъектом, о них иногда не знает и тот, кто осуществляет обучение и воспитание. Учитель не выделяет действительные помехи, затрудняющие усвоение учебного предмета. Поэтому его требования к ученику, выраженные в общей форме ("занимайся больше", "старайся", "не ленись" и т.д.), приносят мало пользы последнему. Ученик не понимает, как ему стараться и как заниматься, чтобы справиться с учебными заданиями. В таком случае нарушения мыслительной деятельности переживаются как ощущение трудности выполнения тех или иных заданий, форм деятельности, требований со стороны учителя.

Субъективное переживание трудности не позволяет спланировать коррекционные меры. Школьник не может понять причины неудач: возникает ощущение бессилия, резко падает самооценка. Необходима диагностика, которая выявила бы причины трудностей и указала пути их устранения. Следовательно, психодиагностика актуального состояния психической функции с целью выяснения возможных нарушений является основой коррекции. В отличие от последней, развивающие меры можно планировать, опираясь на знание возрастной специфики психической особенности, не проводя специального диагностического обследования индивида.

Таким образом, характерной чертой психологической коррекции является реализация индивидуального подхода как на уровне диагноза, так и на уровне планирования конкретных мер по формированию психологической характеристики. Реализация индивидуального подхода связана с понятием "личного достижения", сравнивания своих успехов с прежними результатами, а не с результатами других людей.