Корпорация Citigroup Inc.

Citigroup Inc. – крупнейшая международная корпорация, один из мировых лидеров в сфере финансового обслуживания. Компания образовалась 7 апреля 1998 г. в результате слияния Citicorp и Travelers Group. Ее штаб-квартира располагается в Нью-Йорке, США. Банковская группа управляет активами общей стоимостью свыше 1,9 трлн долл. США. Штат корпорации насчитывает около 350 тыс. человек по всему миру. Citigroup является первичным дилером ценных бумаг казначейства США.

В марте 1997 г. Citigroup была включена в промышленный индекс Dow Jones, однако 8 июня 2009 г. была оттуда исключена из-за значительной доли государственной собственности.

Citigroup обладает самой большой сетью финансовых услуг в мире: около 12 тыс. офисов компании расположены в более чем 140 странах мира, количество клиентов компании превышает 200 млн человек.

История корпорации начинается с основания City Bank of New York правительством штата Нью-Йорк 16 июня 1812 г. (уставный капитал – 2 млн долл. США). Деятельность начата с обслуживания группы торговцев в Нью-Йорке 14 сентября того же года, а первым президентом компании был избран Сэмуэль Осгуд.

Название компании было изменено в 1865 г. на National City Bank of New York после присоединения к системе национальных банков США, а в 1895 г. компания стала крупнейшим банком США.

Банк был первым вкладчиком в Федеральную резервную систему Нью-Йорка. Это событие состоялось в 1913 г., а в следующем году было открыто первое зарубежное отделение американского банка в Буэнос-Айресе.

С середины XIX в. банк был задействован в таких сферах экономики, как производство сахара на Кубе.

После приобретения в 1918 г. международного банка International Banking Corporation компания стала первым банком США с активами более 1 млрд долл. США, а в 1929 г. – крупнейшим коммерческим банком мира.

По мере роста банк осуществлял нововведения в сферу финансового обслуживания, став первым банком, предложившим сложную процентную ставку по депозитам (1921 г.), необеспеченные кредиты физическим лицам (1928 г.), открытие чековых счетов физическим лицам (1936 г.) и свободно обращающийся депозитный сертификат (1961 г.)[1].

В 1955 г. банк стал называться First National City Bank of New York, а впоследствии (на 150-летнем юбилее компании в 1962 г.) сокращенно – First National City Bank.

Компания согласованно работала в сфере лизинга и обслуживания кредитных карт. Введенные же в обращение в Лондоне депозитные сертификаты в долларах США стали первыми оборотными документами на рынке с 1888 г.

В 1967 г. компания выпустила кредитную карту First National City Charge Service, названную в народе "карта для всего", которая позже получила название MasterCard. В середине 1970-х гг. First National City Bank (и холдинговая компания First National City Corporation) под руководством главного исполнительного директора Уолтера Ринстона был переименован в Citibank, N.A. (и соответственно Citicorp). Немного позже банк выпустил карту Citicard, ставшую первой картой, которую можно было использовать в банкоматах круглосуточно.

По мере расширения банка в 1981 г. была приобретена компания по обслуживанию кредитных карт – Nane Warren – Caroline Springs. Джон Рид был избран главным исполнительным директором в 1984 г., и компания Citi стала основателем клиринговой палаты CHAPS в Лондоне. Под его руководством в последующие 14 лет Citibank стал крупнейшим банком США, крупнейшим эмитентом кредитных и платежных карт в мире, а также создал свои отделения в более чем 90 странах мира[2].

6 апреля 1998 г. было объявлено о слиянии Citicorp и Travelers Group с созданием новой компании стоимостью в 140 млрд долл. США и активами в размере почти 700 млрд долл. США[3]. Слияние должно было позволить компании Travelers продавать взаимные фонды и услуги страхования розничным покупателям (физическим лицам) Citicorp. При этом отделения банков смогли бы получить доступ к широкой клиентской базе инвесторов и застрахованных лиц[4].

Хотя эта сделка была объявлена как слияние, на самом деле это была операция по обмену акциями, причем Travelers Group приобрела все акции компании Citicoip за 70 млрд долл. США, выпустив 2,5 новые акции компании Citigroup на каждую акцию Citicorp. Благодаря этой операции существовавшие владельцы акций получили около половины повой компании[5], которая осуществляла деятельность под маркой компании CitigroupCiti. Однако в качестве логотипа было взято изображение "красного зонта" компании Travelers, которое использовалось до 2007 г.[6]

Председатели обеих материнских компаний – Джон Рид и Сэнди Уэйлл были назначены сопредседателями и главными исполнительными директорами новой компании Citigroup Inc.

Согласно положениям акта Гласса – Стиголла, принятого после Великой депрессии, запрещалось слияние банков и страховых компаний, и у компании Citigroup было от двух до пяти лет на то, чтобы избавиться от всех запрещенных активов. Однако в момент слияния Уэйлл заявил: он надеется на то, "что со временем законы изменятся... мы достаточно подробно обсудили этот вопрос, так что это не должно привести к трудностям"[7]. Действительно, принятие акта Грамма – Линча – Блайли в ноябре 1999 г. подтвердило взгляды Рида и Уэйлла на этот вопрос и позволило финансовым корпорациям предлагать совместные услуги по коммерческому банковскому обслуживанию, инвестиционному банковскому обслуживанию, страхованию, а также брокерские услуги.

В 2002 г. концерн отделил компанию по оказанию услуг страхования жизни и страхования от несчастных случаев (Travelers Property and Casualty). Разделение было вызвано влиянием страхового бизнеса на цену акций Citigroup, поскольку доходы компании Traveler носили сезонный характер и были уязвимы, если происходили большие катастрофы. Особенно это проявилось во время нападения 11 сентября 2001 г. на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке. Кроме того, было сложно продавать услуги страхования, поскольку большинство промышленных потребителей привыкли покупать их у брокеров[8].

Travelers Property Casualty Corporation в 2004 г. объединилась с компанией St. Paul Companies Inc., в результате чего была создана компания St. Paid Travelers Companies.

Компания Citigroup продолжила оказывать услуги по страхованию жизни и размещению рентных облигаций, однако в 2005 г. она продала этот бизнес компании MetLife. Citigroup и сейчас занимается предоставлением всех видов услуг страхования, однако не обеспечивает их.

Несмотря на прекращение инвестирования компании Travelers Insurance, Citigroup использовала логотип с красным зонтом до февраля 2007 г., пока не согласилась продать его обратно компании St. Paul Travelers, которая была переименована в Travelers Companies. Кроме того, компания Citigroup разработала корпоративный бренд Citi для себя и почти всех дочерних компаний, исключая Primerica и Вапатех[9].

Модель компании

Citigroup и ее компании-предшественники используют модель диверсификации финансовых услуг, которая впервые была применена в конце 1970-х гг. компанией Prudential. Проще говоря, модель подразумевает объединение различных финансовых структур, например брокерских компаний, банков, страховых компаний и т.д. Делается это из-за того, что в различных циклах деловой активности компании осуществляют деятельность с различной эффективностью, и поэтому объединение этих компаний теоретически может позволить максимизировать прибыльность и стабилизировать доходы[10], а также из-за того, что клиенты обычно используют различные виды финансовых услуг, предоставляемых одной компанией, поскольку это дешевле, чем пользоваться услугами отдельных компаний, оказывающих отдельные виды услуг.

В период руководства Сэнди Уэйлла все усилия были сконцентрированы на поглощениях других компаний, причем бо́льшая их часть затрачивалась в сфере банковского обслуживания, инвестиционной деятельности и оказания брокерских услуг, и в основном приобретались компании, испытывающие определенные проблемы и продающиеся недорого. После поглощения руководство обычно резко снижало затраты с целью наращивания объема денежных средств для совершения новых операций[11].

Бывший главный исполнительный директор компании Чак Принс как-то сказал: "Времена слияний закончились". Сказано это было в отношении крупнейшей операции слияния Citicorp/ Travelers, в то время как компания Citigroup продолжала приобретать другие компании[12]. При этом было отмечено, что усилия компании будут направлены на естественный рост доходов за счет продажи большего объема продуктов, вместо того, чтобы для получения прибыли сосредоточиваться на приобретении других компаний и сокращении издержек.

Продажа в 2005 г. компанией Citigroup оставшейся доли компании Travelers Insurance компании MetLife была охарактеризована прессой как похоронный звон модели перекрестной продажи банковских услуг и услуг страхования. Однако это предположение оказалось ошибочным, поскольку Citigroup продолжила перекрестную продажу услуг страхования, просто больше не обеспечивала их[11]. Концентрирование на продаже различных видов финансовых услуг, а не только на их "производстве", подтолкнуло Citigroup к продаже компании по предоставлению взаимных фондов Legg Mason взамен на большее число биржевых брокеров.