Корпоративный университет как инструмент становления обучающейся компании

По оценке ЮНЕСКО, из-за повышения требований к квалификации работников и быстрой смены технологий традиционным системам высшего образования предстоят серьезные изменения. Возрастание роли интеллектуального капитала в современных компаниях приводит к необходимости превращения их в постоянно обучающуюся организацию. Можно сказать, что корпоративные университеты (КУ) за рубежом представляют собой персонализированную систему развития профессиональной компетентности и подразумевают участие почти каждого ведущего специалиста в обучении персонала, а рядовых сотрудников в самообучении.

Крупнейшим КУ считается подразделение IBM-Global Learning. В его составе свыше 3400 преподавателей, работающих в 55 странах, где они читают 10 000 специализированных курсов. В университете IBM уже прошли переподготовку 126 000 сотрудников компании.

Во-первых, корпоративные программы обучения разрабатываются и реализуются, исходя из стратегических задач компании. А потому при их создании учитывается необходимая динамика развития персонала компании, возможные темпы развития, имеющиеся и необходимые ресурсы для организации данной работы. Такие программы создаются с учетом интересов бизнеса в целом, интересов отдельных подразделений компании и, безусловно, интересов непосредственно самих сотрудников.

Во-вторых, такая программа как напрямую, так и опосредованно, может решать задачи командообразования в коллективе, согласования множественных интересов, повышения качества взаимодействия между подразделениями компании.

В-третьих, с помощью реализации программ внутрифирменного обучения решаются вопросы создания в организации единого ценностного и информационного поля.

Далеко не всегда бывает достаточно получить новые знания (по прочтении специальной литературы или при посещении бизнес-семинара). Следом всегда встают вопросы: Как распорядиться этими знаниями на практике? Какие управленческие технологии позволят достичь максимального эффекта мне как менеджеру, моему структурному подразделению, компании в целом? Какие практические результаты можно будет получить уже сегодня, и каким будет отсроченный эффект?

Большинство современных руководителей понимает, что персонал компании – богатейший ресурс. Развивать этот ресурс можно различными способами, один из которых – образование. В компании Motorola подсчитали, что каждый доллар, вложенный в образование, приносит 33 доллара прибыли.

Корпоративный университет – это, в первую очередь, продуманная система обучения персонала компании, в рамках которой наряду с традиционными формами современного бизнес-образования используются такие формы обучения, как бизнес-тренинги, краткосрочные программы повышения квалификации персонала, проблемно-проектные семинары, семинары product knowledge (знание продукта), программы личностного роста работника, ролевые игры, анализ и обсуждение практических ситуаций (кейсов), "обучение действием" (например, курс подготовки самих преподавателей КУ).

Корпоративное обучение – очень важный элемент корпоративной культуры. Только то обучение, которое действительно помогает развить профессиональные умения, необходимые для конкретной компании; обучение, соответствующее стратегии и жизненной стадии развития компании, должно получить воплощение в КУ. Эффективными могут быть признаны лишь те методы обучения сотрудников, которые тесно связаны с реальной производственной ситуацией. Границы между обучением и работой быть не должно.

Деятельность КУ включает в себя как минимум следующие основные направления:

– обучение специалистов, а также менеджеров высшего и среднего звена передовым методам управления;

– консультирование (в основном по вопросам использования различных технологий);

– тренинг персонала с целью выработки необходимых умений;

– сопровождение развития сотрудника через наставничество, а руководства через коучинг;

– система управления знаниями, обеспечивающая обобщение, консолидацию и использование накопленного специалистами компании опыта.