Корпоративный патриотизм

Сегодня стало очень модно говорить о патриотизме как ценности, которая имеет в том числе и социокультурную специфику. Традиционные научные и околонаучные дискуссии о патриотизме носят, прежде всего, этический характер. Патриотизм рассматривается как ценностная ориентация личности или общности на обеспечение наиболее полного достижения приоритетов национального развития. Для многих людей идентификация себя со страной становится более важной, чем профессиональная, семейная или какая-либо другая принадлежность. Именно в этом случае можно говорить о патриотизме или патриотически настроенных людях.

Постиндустриальные тенденции в развитии общества выявили некоторые новые и весьма знаменательные аспекты в данном понимании. Во-первых, патриотизм является не просто ценностью или ценностной ориентацией, он становится институциональным фактором, оказывающим реальное воздействие на социально-экономическое развитие различных общностей людей. Во-вторых, патриотизм перестает ассоциироваться только с национальными общностями. В ряде случаев приверженность корпорации, в особенности многонациональной, может стать даже более сильной и влиятельной детерминантой социального поведения, чем приверженность своей стране.

В современных условиях на пути укрепления национальными государствами культурных ценностей встают многочисленные препятствия, главным из которых можно считать корпоративные культуры крупных компаний, идентификация с которыми подчас начинает играть в жизни отдельного человека гораздо большую роль, чем приверженность национальным интересам. Организация перестает мыслиться простым инструментом добывания денег, она создает свои культурные ценности, транслируя их широкой общественности. Корпорации создают особое культурное пространство, особый культурный контекст, в рамках которого утверждаются специфические корпоративные ценности.

В постиндустриальном обществе богатство организации во все более значительной степени начинает носить нематериальный характер. Прошли времена, когда компании гордились огромными заводами, транспортными сетями, территориями и месторождениями полезных ископаемых, которые им принадлежат. Сегодня все в большей и большей мере гордость вызывают глобальные бренды, репутация и иные активы, носящие не материальный, а символический характер. К символическому богатству организации относятся, прежде всего, ее имидж у различных аудиторий и корпоративная культура. Сегодня, когда говорят о формировании имиджа и репутации организации, большое внимание уделяют ее внутреннему имиджу. Внутренний имидж – это тот образ и те эмоции, которые создаются компанией у своих сотрудников. Желание остаться в организации или покинуть ее во многом обусловливается именно особенностями внутреннего имиджа. В этом плане возможно говорить о корпоративном патриотизме, имея в виду аналогию с патриотизмом национальным. Корпоративный патриотизм – это степень приверженности работников организации, желание поступаться личными интересами в интересах компании, эмоциональное сопереживание корпоративных проблем, отвержение на подсознательном уровне предательства корпоративных интересов.

Внутренний имидж представляет собой восприятие и психологическое отношение к компании ее сотрудников, менеджеров, собственников, акционеров, правления и материнских организаций, составляющих внутреннюю среду компании. Внутренний имидж является не менее важным, нежели имидж во внешней сфере, поскольку положительные представления вышеуказанных субъектов о компании сплачивает коллектив, даст уверенность в завтрашнем дне каждому работнику, стимулируя его тем самым к большей идентификации с фирмой, более активной работе и отдаче общему делу, стремлению к повышению собственной квалификации, что, в свою очередь, положительно отражается на внешнем облике компании как устойчивой профессиональной организации, хорошем работодателе и т.д.

Успешность деятельности современной компании во многом зависит от сплоченности персонала, доверительных заинтересованных отношений между руководством и сотрудниками, надежности вертикальных и горизонтальных связей. Таким образом, заботясь о внешнем имидже компании, следует создавать ее внутренний имидж. Вкладывать средства во внешний пиар и не заботиться о внутреннем – бесполезная трата денег.

Особую роль приобретает корпоративный патриотизм в вопросах удержания образованного персонала и развития образовательных программ в бизнесе. Одним из существенных богатств современной организации служит образовательный уровень персонала. Многие компании вкладывают существенные суммы в реализацию различных образовательных программ для сотрудников. Вообще постиндустриальное общество часто называют обществом знаний. Понятно, что в современных условиях образование для любого сообщества людей представляет особую ценность. Отсюда напрашивается простой вывод: если сообщество (страна, регион или корпорация) будет вкладывать в образование своих членов больше средств, оно будет успешнее и богаче. Хотя на самом деле ситуация значительно сложнее. Образование является самой "приватизируемой" ценностью. Оно заключено в головах людей и перемещается вместе с этими людьми. В условиях глобализации и облегчения любых перемещений людей просто вложение в образование никак не обеспечивает успех организации – ведь мигрируют по миру и между корпорациями самые образованные жители планеты.

Процессы "утечки мозгов" сегодня явным образом наблюдаются в Восточной Европе. Наиболее образованные чехи стремятся переехать в Германию, а в Чехию стремятся наиболее образованные уроженцы Белоруссии и Украины. Потери России от "утечки мозгов" за последние 15 лет вообще трудно подсчитать, но ясно, что они измеряются десятками миллиардов долларов. Поэтому сами инвестиции в образование в настоящий момент отнюдь не определяют успех. Образование должно смыкаться с некоторыми иными факторами, чтобы его можно было бы рассматривать как институт, работающий на благосостояние того или иного сообщества людей. Таким смыкающим фактором является патриотизм, причем в самом широком смысле этого слова.

Здесь стоит вспомнить патриотизм японцев не только по отношению к своей стране, но и по отношению к своей фирме. Оригинальная система пожизненного найма в главных своих чертах до сих пор существует в Японии в силу того, что переход человека в другую компанию в японской культуре рассматривается как предательство. Перейти в другую корпорацию значит потерять свое лицо. Именно поэтому японские компании все последние десятилетия тратят значительно больше средств, чем их конкуренты в других странах на образование работников. Японские руководители не боятся оттока образованных работников, так как это невозможно в рамках социокультурных ценностей этого народа.

Сегодня мы можем наблюдать применение множества средств формирования внутреннего имиджа и корпоративного патриотизма сотрудников. В частности, для повышения информированности сотрудников и формирования внутреннего имиджа организации осуществляется выпуск корпоративной газеты. Ее главной задачей является создание в коллективе чувства единой семьи, укрепление доверия к руководству, разъяснение политики организации. Газета формирует мнение внутренней общественности, способствующее достижению целей компании.

Показательный пример – международная группа компаний "Русал", имеющая отечественные корни и являющаяся одним из мировых лидеров по производству алюминия. Группа издает газету "Вестник “Русала”" для всех работников, выходит "Наш журнал" для управленцев, существует "Наш журнальчик" для детей работников. Выпускается несколько англоязычных и франкоязычных газет, а в ближайшем будущем корпоративные СМИ "Русала" заговорят и на других языках. Корпоративные издания группы компаний настолько популярны, что за ними выстраиваются очереди.

Огромные возможности для воспитания корпоративного патриотизма предоставляют современные телекоммуникационные технологии. Идет ли речь о создании собственной корпоративной сети (интранет) или использования общедоступных средств коммуникации, материалы, рассылаемые по этим каналам, способны формировать мировоззрение человека, создавать стереотипы восприятия действительности, выгодные для организации. Сегодня в большинстве крупных компаний существует рассылка корпоративных новостей. В основном они касаются деятельности компании и видных людей, которые сыграли заметную роль в ее жизни. Но при сообщении корпоративных новостей можно интерпретировать, переводить на "язык компании" многие политические события, ситуации на бирже, новости культуры, обсуждаемые в СМИ.

Для формирования внутреннего имиджа компании может служить и такой инструмент оперативного донесения информации, как доска объявлений в бумажной или электронной форме. Доска объявлений и форумы в сети способствуют тому, что обсуждение дел в организации, касающихся всех, начинает затрагивать личностный уровень общения. Данный канал коммуникации является особенно эффективным в кризисных условиях, когда необходимо постоянное и, главное, оперативное информирование работников.

Организация встреч управляющих фирмой со своими сотрудниками часто имеет для последних огромное психологическое (во всяком случае, эмоциональное) значение. Проведение общих собраний и брифингов предоставляет дополнительные возможности для непосредственной коммуникации менеджеров и сотрудников фирмы, для обмена информацией, мнениями и идеями. Так, на годовых собраниях главы фирм обычно благодарят своих сотрудников, подчеркивая их значимость и вклад в общее дело, рассказывают о том, какую роль играет их труд в получении конечного результата, посвящают сотрудников в особенности будущих проектов, что, в свою очередь, дает ощущение причастности к большому делу, собственной полезности и выступает в качестве одного из инструментов мотивации работников.

Все эти коммуникационные средства будут эффективны только в том случае, если работает обратная связь, т.е. осуществляется не одностороннее воздействие со стороны руководства на подчиненных, а двусторонний обмен информацией, мнениями. Работа по созданию внутреннего имиджа организации должна носить стратегический характер, а уже созданный имидж необходимо поддерживать постоянно.

Национальный и корпоративный патриотизм непосредственно связан с силой и оригинальностью культуры, созданной тем или иным сообществом. Современные культуры общностей людей, живущих в одной стране или работающих в одной корпорации, создаются не на основе единого этноса, единой религии, единых культурных традиций. Постиндустриальная культура сообщества – это симбиоз различных направлений в культуре и ценностей микросообществ, объединенных в единое целое множеством творческих усилий людей.