Корпоративные монополии

Постоянно увеличивая свое производство, крупные корпорации стремятся захватить и расширить свое место на национальном рынке, где устанавливают выгодные им порядки.

Слово ученых

Американские профессора К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю пришли к следующим выводам в отношении корпораций: "В отличие от чистого капитализма с характерной для него рассредоточенностью экономической власти среди множества мелких единиц, американский капитализм породил могущественные экономические институты в форме крупных корпораций и профсоюзов. Способность этих мощных блоков манипулировать рыночной системой и искажать ее нормальную работу в своих интересах создает дополнительные основания для правительственного вмешательства в экономику".

• Монополия (от греч. monos – один, poleo – продаю) – вид хозяйственной организации на рынке, которая означает захват крупным хозяйственным объединением подавляющей части рынка в целях своего обогащения.

Виды монополий

Разновидности монополий образуют ряд групп (рис. 15.3).

Рис. 15.3. Виды монополий

По месту в торговых сделках монополии подразделяются на два вида:

1) объединение предприятий, продающее определенные товары множеству покупателей, – монополия;

2) хозяйственное объединение, скупающее какие-то продукты у всех продавцов, –монопсония (от греч. то́no – один и opsonia – закупка).

Например, гигантские по своим размерам корпорации пищевой промышленности превращаются в монопсонии по отношению к фермерам, сбывающим им сельскохозяйственную продукцию.

В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополистических объединений на различных рынках.

Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся некоторые отрасли и виды производства, в которых из-за особой технологии недопустимо развивать конкуренцию.

Под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на продукции эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей предприятия. Такая эффективность выражается в существенном понижении хозяйственных затрат на единицу товара по мере увеличения объема производства. Причем изделия, создаваемые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими продуктами.

Легальные монополии, образующиеся на законном основании. К ним можно причислить формы монополизации, как бы защищенные от конкуренции:

а) патентная система. В данном случае имеется в виду, что выданный физическим и юридическим лицам патент – это свидетельство, которое удостоверяет их авторство и исключительное право на изобретение, полезную модель, промышленный образец;

б) авторские права. В законодательном порядке регулируются отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм исполнении, постановок, передач, организацией эфирного или кабельного вещания (смежные права);

в) товарные знаки. Имеется в виду законодательное регулирование отношений, которые возникают в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров.

Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет данные организации от естественных монополий) имеются в виду объединения, создаваемые ради получения монополистических выгод.

Искусственные монополии выступают в виде конкретных форм:

а) картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте (доле каждого в общем выпуске продукции), о продажных ценах, распределении рынков и др.;

б) синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору;

в) трест – объединение юридических лиц, в котором создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию;

г) концерн – союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками.

Приобретенная монополией рыночная власть используется для установления в ее интересах рыночных цен.

Монополистическое ценообразование

Сущность переворота в рыночном ценообразовании заключается в том, что, как известно, на розничном рынке его участники не устанавливают рыночную цену (см. гл. 7), но монополии диктуют всем свою рыночную цену.

Монополии, продающие товары в массовом порядке, намеренно уменьшают продажу своих товаров (снижают объем предложения), чтобы создать искусственный дефицит продуктов. Нехватка рыночных благ ведет к росту монопольно высокой цены. Так, в последние годы нередко в России и других странах предприятия-монополисты, производящие и сбывающие бензин, резко сокращали продажу моторного топлива, с тем, чтобы при повышенном спросе на него поднять цену по предложению.

Монопсония, закупающая большие партии товаров у мелких производителей, заранее скупает, например, сельскохозяйственное сырье по низким ценам и создает его большие запасы. В период сбора нового урожая она устанавливает монопольно низкую цену на закупаемую продукцию. Такая цена дает монопсонии желаемую выгоду. Ее выигрыш возрастает с каждым новым снижением закупочных цен.

Наконец, корпорация одновременно являющаяся монополией и монопсонией, удваивает свой доход посредством так называемых ножниц цен. Речь идет о монопольно высоких и монопольно низких ценах, уровни которых удаляются друг от друга, подобно расходящимся лезвиям ножниц. Такое движение цен основывается на расширении зон избытка и зон дефицита товаров. Оно характерно для многих предприятий обрабатывающей промышленности.

Такое коренное изменение рыночного ценообразования служит средством обогащения корпоративных монополий за счет, по существу, ограбления подавляющей массы населения.

Как монополии расправляются с конкурентами

Чтобы удерживать выгодное положение на национальном рынке, корпорации решительно расправляются с конкурентами, особенно с малыми и средними бизнесменами, следующими способами:

демпинг – преднамеренная продажа товаров по бросовым ценам с целью разорения конкурента;

ограничение продажи товаров самостоятельным (независимым от монополий) фирмам (например, уменьшение поставок нефти нефтеперерабатывающим заводам);

маневрирование ценами: монополия повышает цены на продукты, сбываемые мелким собственникам, и одновременно применяет тайные скидки и уступки в этом отношении для крупных покупателей;

использование финансовых средств борьбы с конкурентами (например, спекуляция ценными бумагами на фондовой бирже);

разорение конкурентов с помощью как дозволенных законом, так и недозволенных средств, с целью их поглощения и присоединения к монополии. Монополии применяют широкий арсенал приемов: подделывают продукцию конкурентов, нарушают патенты, копируют товарные и фирменные знаки, обманывают потребителей. Против своих рыночных противников многие фирмы применяют промышленный шпионаж (тайно выведывают производственные секреты, используя для этого электронные средства, услуги "перебежчиков" с предприятий-конкурентов и т.п.). Некоторые монополии не брезгуют уголовно наказуемыми методами, вплоть до поджогов помещений, террористических актов и заказных убийств.

Уже в конце XIX в. стало очевидно, что монополистические объединения разрушают нормальные для рыночной системы отношения. В ответ на такие отрицательные действия в правовых и демократических государствах применяются соответствующие меры противодействия, Речь идет об осуществлении антимонопольного законодательства (об этом сказано в гл. 17).

Во многих странах государство проводит антимонопольную политику и регулирование конкурентного рынка по следующим основным направлениям:

1) ограничивается монополизация рынка. При этом под монополизацией подразумевается не укрупнение производства, а только серьезное ограничение торговли. Так, в США в принятом еще в 1890 г. антитрестовском законе монополизацией рынка признано обладание рыночной долей, равной или превышающей 60%;

2) признается незаконным слияние конкурирующих компаний. Такое слияние усиливает монополизацию и ослабляет конкуренцию. Правда, антимонопольное законодательство не приостанавливает процесс децентрализации в сфере производства (объединение предприятий в крупные фирмы);

3) запрещается установление монопольных цен (в том числе "лидерство" фирм в повышении цен и подобные виды сговора);

4) сохраняется и поддерживается конкуренция в цивилизованных формах. В связи с этим воспрещаются нечестные или обманные способы соперничества – демпинг, применение фальшивой рекламы продовольствия, лекарств, медицинских инструментов и т.п.