Лекция III. КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ

Корпоративные финансы — система финансовых отношений, действующая на уровне частнохозяйственных финансов (уровень фирмы) в определенной среде (рыночной) и в определенной организационно-правовой форме (в корпорации — публичной акционерной компании).

Корпоративные финансы изучают финансовые инструменты и логику, алгоритмы принятия и обеспечения реализации инвестиционно-финансовых решений на уровне фирмы, причем специфической организационно-правовой формы. Функционирование фирмы (коммерческой организации) как корпорации, с одной стороны, порождает особые вопросы (проблемы), служащие предметом изучения в области академических исследований "Финансовая экономика" (Financial Economics), а с другой стороны, позволяет выявить определенные закономерности и зависимости, понимание которых может быть полезно и для управления компаниями иных организационно-правовых форм.

Иногда в литературе и в деловой терминологии (особенно американской) отождествляются понятия "корпоративные финансы" и "частнохозяйственные финансы" (так как значительная доля коммерческих организаций в США представлена акционерными обществами — корпорациями). Отсюда и широко используемые термины: "корпоративные клиенты" как контрагенты в лице коммерческих юридических лиц, "корпоративный налог" как налог на прибыль коммерческих организаций, "корпоративное кредитование" как кредитование юридических лиц и "корпоративный финансовый менеджмент", "корпоративные события" как события на уровне бизнес-единиц экономики, "корпоративная социальная ответственность", "корпоративные пенсионные программы" (в отличие от пенсионных программ государства). Такое отождествление может порождать и недоразумения, например, связанные с проблематикой корпоративного управления. В учебнике (гл. 10) акцентировано внимание на отличие корпоративного менеджмента (внутреннего управления компанией) от корпоративного управления, которое приобретает важное значение в создании рыночной стоимости именно для публичных акционерных обществ с наемным менеджментом и "распыленной" структурой собственников.

Частнохозяйственные финансы — совокупность денежных отношений, возникающих в процессе движения финансовых ресурсов в частноправовой форме (в сфере частного бизнеса). Движение финансовых ресурсов позволяет рассматриваемым субъектам рынка получать доходы в сфере производства, обмена и потребления товаров (работ и услуг), распределять финансовые результаты. Финансы коммерческих организаций представляют собой наиболее крупное и важное звено в системе частнохозяйственных финансов. Важность этого звена объясняется созданием новых финансовых ресурсов именно в коммерческих организациях, так как именно здесь формируются первичные доходы в экономике (создается ВВП страны).

Несмотря на разнообразие организаций, формирующих это звено финансовой системы, есть существенное объединяющее их свойство: их финансовая деятельность организуется на принципах коммерческого расчета, что означает финансовую самостоятельность и ответственность, самоокупаемость и самофинансирование, полное принятие рыночных и иных рисков. Корпоративные финансы играют особую роль в структуре частнохозяйственных финансов.

Корпорация в XX в. стала типичной формой организации бизнеса в условиях индустриального развития стран и формирования рыночных отношений как на товарных, так и на финансовых национальных рынках и рынке труда. Необходимость объединения денежных средств множества владельцев была определена большими потребностями в инвестициях формирующихся в начале века индустриальных компаний (машиностроительных, металлургических, химических концернах). Семейный бизнес явно проигрывал в темпах роста и обновлении материального капитала такой форме организации бизнеса, как корпорация. Под термином "корпорация" стали подразумеваться публичные коммерческие компании рынка, активно привлекающие капитал рыночных инвесторов, что позволяло им динамично развиваться и обеспечивало конкурентное положение на большинстве рынков (исключая специфические области деятельности, не требовавшие массового производства, например, производство эксклюзивной мебели или музыкальных инструментов, ним). К середине XX в. несколько отличий стали характеризовать изучаемые в рамках курса корпорации (открытые (часто подразумевается — публичные) акционерные общества). Так как на развивающихся рынках капитала имеются характерные отличия корпораций от общепринятого понимания, то аналитики выделяют определенные области анализа, по которым можно выявлять специфику управления денежными потоками. Эти отличия связаны со структурой владения акциями, степенью концентрации собственности, организацией корпоративного контроля, защитой прав собственности и наличие барьеров на вход/выход из состава собственников. Традиционно рассматриваемая корпорация характеризуется так:

1) коммерческая организация, нацеленная па максимизацию прибыли или иных денежных выгод в краткосрочном периоде и на рост рыночной оценки капитала при долгосрочном рассмотрении;

2) распыленность структуры собственности (множество владельцев собственного капитала, что количественно выражается в виде низкой концентрации структуры собственного капитала);

3) разделение функций управления и владения (топ-менеджмент корпорации представлен наемными работниками, как правило, не являющимися владельцами собственного капитала);

4) функционирование в рыночной среде, а значит, участие в конкурентной борьбе как на товарном рынке, так и па рынках труда и капитала; использование разнообразных инструментов привлечения капитала и расчетов с собственниками и кредиторами;

5) логично выстроенная финансовая и организационная структура компании1 и открытость финансовой отчетности и иной информации, позволяющей сделать вывод о конкурентной позиции на рынке для внешнего пользователя;

6) наличие рыночных котировок акций (долей собственного капитала), что позволяет отследить реакцию инвесторов на принимаемые наемным менеджментом решения.

Рассмотрение специфики функционирования корпораций позволяют выделить два типа: англо-американский и условно континентально-европейский. Англо-американский тип хорошо описан в литературе, именно он подразумевается при рассмотрении курса "Корпоративные финансы". Этому типу присущи: распыленная структура собственного капитала; низкая концентрация капитала в одних руках; высокая степень защиты прав собственников, что позволяет безболезненно разделить права контроля и владения; рыночный мониторинг деятельности через получение сигналов с рынка капитала. Соответственно, преобладающей формой финансирования становится дистанционное финансирование, опосредованное биржами и посредниками (привлечение собственного капитала через акции, заемного капитала — через облигационные займы, наличие в структуре собственников инвестиционных компаний, паевых фондов).

Континенталъно-европейский тип корпораций характеризуется концентрированной структурой собственности, в которой часто главную роль играет государство (например, в Российской Федерации); совмещением управления, контроля и владения собственностью; рыночный мониторинг часто условен и преобладает государственный контроль или контроль со стороны группы интегрированных компаний, ключевого собственника или основного банка-кредитора; защита прав собственности низкая, что порождает существенные ограничения к информации как о финансовом состоянии, так и собственно владельцах бизнеса. Рассмотрение такого типа корпораций — отдельная сложная задача, которой еще мало уделяется внимания в научной литературе1.

Следует помнить, что в обоих случаях корпорации характеризуются ограниченной ответственностью (как и общества с ограниченной ответственностью). Ограниченная ответственность (limited liability') означает, что акционеры (владельцы собственного капитала) не несут персональной ответственности по обязательствам (долгам) компании. Например, если ОАО "Сбербанк России" объявит дефолт по своим обязательствам, то никто не сможет требовать погашения обязательств от акционеров банка за счет внесения дополнительных денежных средств. Этот момент, а также возможность быстро привлекать денежные средства с рынка являются конкурентными преимуществами такой формы организации бизнеса. Есть и слабые места — это, во-первых, конфликт интересов между наемным менеджментом и собственниками, а также между советом директоров, менеджментом и собственниками1, во-вторых, двойное налогообложение. Последнее означает, что прежде чем собственники получат чистую выгоду от владения долями компании, фирме придется заплатить налог на прибыль, а с объявленных дивидендов — еще и подоходный налог (как правило, исчислением этого налога и перечислением в бюджет занимается компания).