Коренизания государственного аппарата национальных районов

Историки и государствоведы националистического толка твердят о русификации национальных окраин, якобы проводившейся Коммунистической партией. В действительности же с первых лет Советской власти партия взяла противоположный курс - на коренизацию государственного и общественного аппарата национальных районов.

X съезд РКП(б) в резолюции "Об очередных задачах партии в национальном вопросе" постановил "помочь трудовым массам невеликорусских народов ...развить и укрепить у себя действующие на родном языке суд, администрацию, органы хозяйства, органы власти, составленные из людей местных, знающих быт и психологию местного населения...". XII съезд РКП(б) вновь подчеркнул необходимость этою.

Проблема коренизации складывается из двух взаимосвязанных вопросов: введение языка коренных народов во все сферы государственной и общественной деятельности соответствующих национально-государственных единиц, прежде всего в работу государственных органов, и привлечение в органы власти, управления, юстиции представителей коренного населения, знающих национальные особенности этого населения, пользующихся его доверием.

Введение местных языков в официальный оборот было делом далеко не простым. Прежде всего, некоторые народы не имели своего литературного языка, своей письменности; во многих языках отсутствовала или почти отсутствовала современная политическая и правовая терминология. Большим препятствием была нехватка работников в аппарате управления, владеющих соответствующими языками. Мешали порой и шовинистические проявления некоторых местных работников.

Чтобы шире привлечь в государственный аппарат национальные кадры, использовались все способы: подготовка на местах, посылка молодежи на льготных условиях в учебные заведения Москвы, Ленинграда, другие культурные центры. Большое число нерусских работников обучалось на всякого рода специальных краткосрочных курсах.

Несмотря на все трудности, коренизация имела успех. Если в 1920 г. в Татарии делопроизводство на татарском языке было поставлено в 20% татарских сельских Советов, то в 1923 г. оно осуществлялось в половине таких сельсоветов. В Туркестане даже в 1921 г. около 90% делегатов областных и уездных съездов Советов принадлежало к коренному населению. Если на I съезде Советов Чувашии в 1920 г чуваши составляли меньше половины делегатов, то уже на следующем съезде в 1922 г. - около 85%. Это соответствовало проценту титульного населения в названных районах.

Работа по коренизации продолжалась и в последующие годы. Она дала двоякий результат. С одной стороны, в государственный аппарат привлекались национальные кадры и это делало Советскую власть действительно интернациональной. С другой стороны, принадлежность к нерусскому населению стала своего рода привилегией, позволяющей занимать те или иные посты не по деловым качествам, а только по национальной принадлежности. Иногда для этого снижались требования к деловому и культурному уровню кадров, к их профессиональной пригодности, что не могло, конечно, не отразиться на качестве работы государственного аппарата, учреждений науки, культуры и проч. Создавались благоприятные условия для развития национализма.

Развитие органов хозяйственного управления

Переход к мирному строительству потребовал реорганизации органов управления хозяйством. В.И- Ленин предложил объединить деятельность хозяйственных ведомств в едином экономическом центре. Таким центром стал Совет Труда и Обороны, новое Положение о котором утвердил VIII Всероссийский съезд Советов. Председателем СТО был председатель СНК, а членами - наркомы по военным делам, труда, путей сообщения, земледелия, продовольствия, РКИ, председатель ВСНХ и представитель ВЦСПС. На СТО возлагалось согласование деятельности ведомств в области обеспечения обороны страны и хозяйственного строительства.

В качестве местных органов экономического управления в 1921 г. были созданы областные, губернские и уездные экономические совещания (ЭКОСО). Низовыми органами СТО стали экономические совещания на предприятиях, а также крестьянские комитеты по улучшению сельского хозяйства.

Одной из важнейших функций СТО было направление работы хозяйственных наркоматов в соответствии с единым государственным планом. Для разработки такого плана и общего наблюдения за его исполнением в феврале 1921 г. была создана Государственная общеплановая комиссия (Госплан). Первым председателем Госплана стал руководитель ГОЭЛРО ГМ. Кржижановский. При хозяйственных наркоматах были учреждены плановые комиссии.

ВСНХ республик теперь окончательно стали ведомствами, руководящими только промышленностью. Вместе с тем их внутренняя структура также изменилась. Предприятия, находившиеся в ведении ВСНХ, разделились на две группы. Часть осталась в непосредственном подчинении ВСНХ, все остальные же были переданы в местное управление. В соответствии с этим число главков в составе ВСНХ РСФСР было сокращено с 52 до 16.

По Конституции СССР ВСНХ рассматривался как объединенный наркомат. Он руководил ВСНХ союзных республик, подчинявшимися одновременно своим ЦИК и Совнаркомам. Вся промышленность в соответствии с этим была разделена на общесоюзную, республиканскую и местную.

В течение рассматриваемого периода структура органов управления промышленностью в системе ВСНХ неоднократно менялась. С переходом на хозрасчет предприятия получили большую самостоятельность не только в хозяйственном, но и в административном отношении. Правда, субъектами права стали не конкретные заводы и фабрики, а их объединения - тресты. Рыночные отношения, установившиеся и в промышленности, привели к возникновению конкуренции, что в свою очередь обусловило снижение цен на промышленную продукцию. Это поставило тресты на грань разорения. Чтобы воспрепятствовать такому процессу, в 1922 г. были созданы синдикаты, объединившие и организовавшие сбыт продукции по определенному кругу предприятий, составляющих целую отрасль. Синдикаты стали монополистами в каждой отрасли, что позволило существенно влиять на динамику цен, которые неуклонно поползли вверх.

По мере восстановления промышленности хозяйственные возможности предприятий возросли. Это позволило в 1927 г. усилить их хозяйственную и административную самостоятельность. Хозрасчетные права перешли от трестов к конкретным предприятиям.

Лучшей формой управления промышленностью в конце периода были признаны отраслевые хозрасчетные объединения (по металлургии, машиностроению, электротехнике и т.д.), увенчавшие систему хозрасчета в промышленности.

Характерной чертой управления промышленностью стало стремление сочетать функциональный и отраслевой принципы. Такая система была установлена еще в 1921 г. При функциональном методе управление нижестоящими органами или предприятиями осуществляется по отдельным функциям: планированию, снабжению, финансированию, техническому обеспечению. Отраслевой принцип предполагает, что один орган руководит целостной отраслью хозяйства, промышленности по всем вопросам.

Разруха деревни в результате войны и стихийных бедствий, обрушившихся на Россию в 1920-1921 гг., породила создание чрезвычайных органов, на которые была возложена забота о подъеме сельского хозяйства (посевные комитеты, затем - сельскохозяйственные комиссии, комитеты и советы). Однако по решению X Всероссийского съезда Советов такие органы были ликвидированы, и управление сельским хозяйством в полном объеме стали осуществлять Нарком з е м, губернские и уездные земельные отделы исполкомов.

При образовании СССР наркомземы были отнесены к категории республиканских наркоматов. Однако необходимость решать некоторые вопросы в общесоюзном масштабе привела к созыву совещаний народных комиссаров земледелия всех республик. По решению

Совнаркома СССР такие совещания для обсуждения общих вопросов сельскохозяйственной политики и согласования текущих планов стали созываться регулярно. В 1929 г. система руководства сельским хозяйством союзных республик была усовершенствована. Назрела необходимость создания единого центра для этой отрасли. Соответственно ЦИК Союза 7 декабря 1929 г. создал объединенный союзно-республиканский Наркомат земледелия СССР.