Кооперация и инкорпоративность социальной группы

Взаимодействие людей в условиях опосредованного или непосредственного общения проявляется по-разному. Чаще всего социальные психологи выделяют различные формы кооперации (сотрудничество) и конкуренции (конфликт). Жизнь настолько многообразна, что точного ответа на вопрос, какая из форм межличностного взаимодействия во всех случаях оказывается наилучшей – кооперация или конкуренция, скорее всего не существует. Все зависит от множества факторов, ситуации, условий, в которых возникает, формируется и развивается межличностное общение. И в самых сложных видах совместной деятельности, и в самом простом взаимодействии мы обязательно столкнемся и с необходимостью кооперации, и с возможной конкуренцией, проявляющейся в форме соревнования или конфликта. В психологии кооперативные формы межличностного общения изучены так же хорошо, как и различные виды, типы и формы проявления конфликтных ситуаций. Однако выбор способов взаимодействия на практике в каждом конкретном случае происходит по-разному.

Очень часто люди объединяются в ситуациях, когда в одиночку не могут справиться с решением какой-либо проблемы или выполнить какую-либо задачу. Совместная деятельность позволяет объединить знания, усилия, выявить человека, способного эффективно выполнить функцию лидера, руководителя. Кооперация дает возможность помогать слабым, эффективно накапливать и передавать новым членам группы полезный опыт, решать многие другие важные жизненные задачи. В числе факторов эффективной кооперации, подробно изучаемых в последние годы, выделяют свойства малой группы, в частности такое важное свойство любой социальной группы, как инкорпоративность. Это свойство характеризует способность группы включить в свой состав новичков и предоставить им равные права для достижения своих целей.

Высокоинкорпоративная группа позволяет новому члену при наличии у него всех необходимых психологически важных качеств стать лидером такой группы, возглавить ее. Низкоинкорпоративные группы, напротив, отличаются тем, что не предоставляют равных возможностей для индивидуального развития своих новых членов. С точки зрения эффективности деятельности такая группа способна достигать достаточно высокого уровня. Однако это будет происходить в основном за счет тех, кто подвержен групповому давлению, но не имеет никаких перспектив в группе. Тогда, несмотря на высокую эффективность группы на определенном этапе ее существования, психологическая удовлетворенность людей членством в такой группе может оказаться весьма низкой. Негативные отношения между членами группы способны превратиться в негативную психическую "энергию", привести к конфликтным ситуациям и разрушить группу изнутри.

Инкорпоративность сегодня становится очень важным понятием в силу нескольких причин. Во-первых, в мире интенсивно развиваются миграционные процессы. На это влияют такие факторы, как глобализация; разрушение и возникновение экономических, политических, военных союзов, стран и содружеств; повышение доступности транспорта; либерализация миграционного законодательства и пр. Даже Болонская конвенция, позволяющая студентам получать образование в разных странах, является фактором, способствующим миграции. В подобных условиях люди становятся участниками большого количества различных групп, обладающих разной степенью иикорпоративности.

Во-вторых, понятие инкорпоративности применимо к совершенно разным социальным группам – как малым, так и большим (странам, народам, нациям, государственным учреждениям, частным производственным или торговым компаниям, семьям, студенческим группам и пр.). Несколько десятилетий назад социальные психологи чаще всего рассматривали социальные группы как формальные и неформальные, открытые и закрытые и др. Тем самым постулировалась относительная стабильность их структуры и времени существования. Но в современном быстроменяющемся мире проблема слияния, поглощения и распада социальных групп, становится весьма актуальной.

Наконец, третья причина связана с появлением конкретных методик, которые позволяют операционализировать понятие инкорпоративности, т.е. научиться измерять эту характеристику количественно и раскрыть ее внутренние психологические механизмы, а также описать систему управляющих ею факторов.