Конвергенция – это интеграция?

При рассмотрении конвергенции многие авторы используют широкий спектр терминов и понятий, некоторые из которых иногда ошибочно сводят к аналогу рассмотренного выше термина "конвергенция". Остановимся на некоторых из них в целях выстраивания прозрачного понимания в данной среде терминологии.

При описании процесса медиаконвергенции широко используется термин "интеграция" (от лат. integratio – восстановление целостности, воссоединение). Он приобрел широкое применение в разных областях науки и знаний: биологии, физике, химии, экономике, политической науке, информационной, социальной, культурной сферах и т.д.).

Некоторые западные эксперты часто понимают процесс конвергенции как процесс концентрации собственности, медиасобственности в руках одного владельца или группы лиц, т.е. не различают в данном случае понятия "конвергенция" и "интеграция".

Понятия "конвергенция" и "интеграция" также часто употребляют как синонимичные, когда говорят об объединении газетной и интернет-редакции. Ряд экспертов отмечают, что "конвергенция СМИ", "интеграция СМИ" – это практически тождественные понятия и означают соединение двух продуктов, например, печатной и электронной версии газеты.

Понятия "конвергенция" и "интеграция" могут употребляться как синонимы и когда говорят об объединении трех платформ – печатной, интернет-версии издания, а также вещательного ресурса. В данном случае понятие "конвергенция" часто определяется через слово "интеграция". С. Кларк-Джонсон (Clark Johnson), издатель и исполнительный директор американской газеты "Аризона рипаблик" (The Arizona Republic), говорит "моя газета, а также несколько других американских газет активно осваивают конвергенцию, или то, что мы сейчас называем медиа-интеграцией. Речь идет о совмещении возможностей и преимуществ ТВ, Интернета и газет"[1].

Но напомним, что все-таки чаще под объединенной (или интегрированной) редакцией подразумевается объединение в одном физическом пространстве журналистов, готовящих печатную версию издания и его интернет-версию, а под мультимедийной (или конвергентной редакцией) – объединение в одном физическом пространстве сотрудников из ранее различных СМИ (печатного издания, вещательных ресурсов) вместе с их интернет-сайтами (и возможно с фотослужбой, отделами продаж и рекламы) на базе одной редакции и одного СМИ, как правило, на базе печатного издания, к которому добавляется FM радио- и (или) аналоговый, кабельный ТВ-канал.

Наконец термины "конвергенция" и "интеграция" могут употребляться как синонимы, когда речь идет о взаимодействии между различными СМИ, у которых нет общего владельца. Примером такого взаимодействия может быть кросс-промоушн (обмен рекламными площадями, анонсами и др., ссылки на материалы других медиа), ограниченная интеграция содержания (репортеры газеты могут быть приглашены на ТВ для рассказа о предыстории и причинах тех или иных событий), совместные онлайновые проекты (совместное создание локальных сайтов, способных конкурировать с крупными национальными игроками). В этих случаях наряду с термином "интеграция" может использоваться понятие "сотрудничество" (cooperation).

Как видим, термины "конвергенция" и "интеграция" часто употребляются как синонимы и лишь немногие эксперты различают эти понятия. Между тем, конвергенция и интеграция совершенно разные понятия. Конвергенция – процесс, тогда как интеграция – возможный результат этого процесса. Во-первых, в основе интеграции различных медиа не обязательно лежит процесс дигитализации (оцифровки содержания), что принципиально для процесса конвергенции. Так, например, интеграция возможна на базе простого сотрудничества и примеры сотрудничества между разными СМИ существовали задолго до того, как в журналистских кругах заговорили о процессе медиаконвергенции. Во-вторых, при объединении ранее различных СМИ в процессе конвергенции под единым брендом ключевым фактором является совместное производство контента. В результате интеграции СМИ могут быть объединены под единым брендом (входить в один холдинг), но не производить совместно контент.

Исходя из вышесказанного, автор предлагает следующее определение понятия "интеграция СМИ" (медиаинтеграция). Интеграция (от. лат. integration – объединение в единое целое, взаимопроникновение) СМИ – процесс в современной медиаиндустрии, приводящий к объединению различных СМИ и, возможно, звеньев производственной цепочки. Такое объединение может происходить в различных формах.

Сотрудничество:

1) кросс-промоушн (у участников чаще всего нет общего владельца, каждое СМИ продвигает другие, например, посредством обмена рекламными площадями или за счет ссылок на материалы других СМИ);

2) ограниченной интеграции содержания (ведущий спортивных новостей на ТВ может еженедельно готовить рубрику для газеты, а спортивный обозреватель газеты участвовать в специализированных спортивных передачах);

3) совместных онлайновых проектов (партнеры могут сотрудничать, обмениваясь ОГЛАВЛЕНИЕм).

Покупка медиакомпанией других СМИ и возможного их объединения со звеньями производственной цепочки:

1) горизонтальная интеграция СМИ (приобретение газетной компанией других изданий (чаще конкурирующих). Характерно также и для теле- и радиостудий);

2) диагональная интеграция СМИ (приобретение газетной компанией вещательных ресурсов);

3) вертикальная интеграция СМИ (объединение всех звеньев производственной цепочки).

Слияние в рамках процесса конвергенции:

1) ранее различных СМИ (диагональная интеграция СМИ: объединение различных СМИ (чаще на базе печатного СМИ); налаживание тесного взаимодействия между ними с учетом совместной деятельности по производству контента на базе мультимедийной редакции);

2) ранее различных СМИ и звеньев производственной цепочки (диагональная интеграция СМИ + вертикальная интеграция СМИ: производственное и организационное объединение служб, связанных общим участием в производстве, продаже, потреблении единого конечного продукта – контента на базе мультимедийной редакции: объединение редакций газеты с ее онлайновой версией и всевозможными приложениями, теле- и (или) радиостудией, цифровыми архивами, фотослужбой, отделами продаж и кросс-медийного размещения рекламы).