Конвенция о защите прав человека и основных свобод

Конвенция о защите прав человека и основных свобод – международный договор о правах человека, имеющий подлинно общеевропейский характер. В настоящее время в ней участвуют все 47 стран Совета Европы, включая государства – члены ЕС и Россию.

Несмотря на то что Конвенция была подготовлена в рамках другой интеграционной организации (Совет Европы), до вступления в силу Хартии Европейского Союза об основных правах она использовалась Союзом в качестве главного критерия оценки соблюдения институтами, органами и учреждениями ЕС, а также государствами-членами основных прав в ходе создания и применения права ЕС.

Подобная "рецепция" Конвенции в право ЕС сначала осуществлялась на основании судебной практики Суда ЕС (с 1970-х гг.), затем – в соответствии с учредительными документами Союза (процитированная выше ст. 6 ДЕС 1992 г.).

ЕС не отказывается от соблюдения Конвенции и в настоящее время. Более того, согласно § 2 ст. 6 ДЕС, включенному Лиссабонским договором, ЕС обязан присоединиться к Конвенции в качестве отдельной "Договаривающейся стороны" (статус участников Конвенции сохранится и за всеми государствами – членами Союза).

Присоединение ЕС к Конвенции позволит гарантировать единообразное толкование ее положений Европейским Судом по правам человека. Это относится к положениям, заимствованным из Конвенции в Хартию Европейского Союза об основных правах. В случае несоответствия решений Суда ЕС судебной практике Европейского Суда по правам человека последний получит право официально констатировать факт нарушения Конвенции Союзом и, при необходимости, присуждать потерпевшей стороны справедливую компенсацию из бюджета ЕС (см. 4.6).

В то же время добровольное подчинение Союза Конвенции о защите прав человека и основных свобод не означает, что ЕС обязан защищать их на том уровне, который закреплен в Конвенции. Напротив, как указано в Хартии, Союз может предоставлять "более широкую защиту" аналогичным правам (см. выше). Следует также учитывать, что в Конвенции, в отличие от Хартии, закреплены только нрава "первого поколения", т.е., главным образом, личные и политические права, признанные еще в XVIII–XIX вв. (социальных прав, таких как право охрану здоровья или на социальное обеспечение, в Конвенции нет).

Конвенция о защите прав человека и основных свобод, таким образом, образует минимальный стандарт признания и защиты основных прав в масштабах Европы в целом. ЕС обязан следовать этому стандарту, но может повышать его в источниках своей правовой системы, что на практике и стремится делать.

Другие источники

Как и в других сферах регулирования права ЕС, развитие основ правового положения человека и гражданина, заложенных в учредительных документах и Хартии Европейского Союза об основных правах (первичном праве), осуществляется посредством источников вторичного права, главным образом, посредством издаваемых институтами ЕС правовых актов Союза.

Например, порядок реализации основного права каждого гражданина ЕС на свободу передвижения и проживания во всех государствах-членах установлен в Директиве 2004/38/ЕС Европейского парламента и Совета от 29 апреля 2004 г. о праве граждан Союза и членов их семей свободно передвигаться и проживать на территории государств-членов[1], а порядок реализации коллективного права граждан Союза на "гражданскую инициативу" определяет Регламент (ЕС) № 211/2011 Европейского парламента и Совета от 16 февраля 2011 г. о гражданской инициативе (см. 4.5).

Правовые акты Союза не только конкретизируют ОГЛАВЛЕНИЕ соответствующих прав и принципов, но и могут расширять их, дополнять новыми нормативными положениями. Так, упомянутая Директива 2004/38/ЕС о праве свободно передвигаться и проживать включила в круг дополнительных субъектов этого права ближайших членов семьи граждан ЕС, даже если они не являются гражданами ЕС (например, супруг гражданина Союза, имеющий гражданство России).

Аналогичным образом, Директива 2000/43/ЕС Совета от 29 июня 2000 г. об осуществлении принципа равенства в обращении между людьми независимо от расы или этнического происхождения[2] сформулировала нормативное определение понятия "дискриминация", которое включает не только прямую, но и косвенную дискриминацию. Самостоятельной формой дискриминации признано "приставание" (англ. harassment; франц. harcelement), когда вокруг человека создается враждебная или иная неблагоприятная атмосфера по той причине, что он принадлежит к другой расовой или этнической группе.

Такие же понятия и запреты введены правовыми актами Союза в отношении проявлений дискриминации по другим основаниям, в том числе дискриминации по признаку пола (Директива 2000/78/ЕС Совета от 27 ноября 2000 г. о создании общих рамок в поддержку равенства в обращении в сфере занятости и труда[3], Директива 2004/113/ЕС Совета от 13 декабря 2004 г. об осуществлении принципа равенства в обращении между женщинами и мужчинами в доступе к товарам и услугам и в предоставлении товаров и услуг[4], Директива 2006/54/ЁС Европейского парламента и Совета от 5 июля 2006 г. об осуществлении принципа равенства возможностей и равенства в обращении между мужчинами и женщинами в сфере занятости и труда[5]).

Важную роль в развитии основ правового положения человека и гражданина в ЕС играет и судебная практика Суда ЕС, которая в правовой системе ЕС имеет не только правоприменительный, но и правотворческий характер. Именно Суд ЕС впервые на рубеже 1960–1970-х гг. признал обязательность для институтов, органов, учреждений ЕС обязательность соблюдения основных прав человека и гражданина[6]. Еще до вступления в силу Хартии Европейского Союза об основных правах он же провозгласил многие эти права в качестве общих принципов права ЕС.

Развитие судебной практики Суда ЕС в рассматриваемой сфере продолжается и в настоящее время. Например, несколько лет назад Суд ЕС признал в качестве нового общего принципа права ЕС принцип недискриминации в зависимости от возраста, что особенно важно в трудовых и связанных с ними отношениях (см. 2.4-2.5). В 2010 г. Суд ЕС постановил, что даже если конституция и законодательство государства-члена допускают лишение человека национального гражданства (а вместе с ним и гражданства Союза), то подобная мера должна применяться только при соблюдении принципа пропорциональности, т.е. когда характер и тяжесть совершенного правонарушения оправдывают ее применение к соответствующему лицу с учетом негативных последствий, которые она будет иметь для человека (например, превращение в апатрида)[7].

При рассмотрении дел, связанных с применением (и, возможно, нарушением) основ правового положения человека и гражданина, Суд ЕС помимо обязательных для него источников права ЕС ссылается также па дополнительные источники, такие как универсальные международно-правовые акты о правах человека (например, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., другие документы ООН) и общие конституционные традиции государств-членов, т.е. положения, закрепленные в сходной или идентичной редакции в конституциях всех или большинства государств-членов.

Как отмечалось выше, общие конституционные традиции наряду с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод в настоящее время признаны в качестве критериев, исходя из которых ЕС должен соблюдать и защищать основные права (§ 3 ст. 6 ДЕС). Они также должны служить ориентиром при толковании тех положений Хартии Европейского Союза об основных правах, которые вытекают из общих для государств-членов конституционных традиций (§ 4 ст. 52 Хартии).

В области признания и защиты основных прав в социально- экономической и трудовой сферах ориентиром для ЕС служит Хартия Сообщества об основных социальных правах работников 1989 г., одобренная в качестве политической декларации государствами-членами[8]. Хартия 1989 г. не содержит основных прав, как таковых. Она выступает программным документом, исходя из которого ЕС и государства-члены принимают соответствующие меры, например: "Любой труд должен справедливо вознаграждаться. С этой целью в соответствии с условиями, действующими в каждой стране, работникам должна выплачиваться надлежащая заработная плата, т.е. заработная плата, достаточная для того, чтобы позволить им иметь достойный уровень жизни" и т.п.

Такую же ориентирующую роль для ЕС играет Европейская социальная хартия 1961 г. – второй важнейший международный договор о правах человека, подписанный в рамках Совета Европы и содержащий, в отличие от Конвенции о защите прав человека и основных свобод, основные права в социально-экономической сфере.

В соответствии со ст. 151 ДФЕС – первой статьей раздела X "Социальная политика": "Сознавая основные социальные права, как они изложены в Европейской социальной хартии, подписанной в Турине 18 октября 1961 г. и в Хартии Сообщества об основных социальных правах работников 1989 г., Союз и государства- члены ставят своими целями: повышение занятости, улучшение условий жизни и труда, обеспечивающее их выравнивание при одновременном прогрессе, адекватную социальную защиту, социальный диалог, развитие человеческих ресурсов, позволяющее добиться высокого и стабильного уровня занятости, борьбу с маргинализацией".

Среди других источников следует упомянуть политические декларации институтов ЕС о правах человека, которые в прошлом сыграли роль важную в утверждении принципа уважения прав человека в ЕС, но сегодня представляют, главным образом, исторический интерес. Это, в частности, Совместная декларация Ассамблеи (ныне Европейский парламент), Совета и Комиссии от 4 апреля 1977 г., в которой они обязались уважать и соблюдать основные права человека[9], и принятая Европейским парламентом в 1989 г. Декларация основных прав и свобод, которая в лаконичной форме (25 статей) воспроизвела основные права и принципы правового положения человека и гражданина, которые Европейский парламент предлагал обеспечить в рамках ЕС. Наряду с другими вышеупомянутыми источниками Декларация основных прав и свобод 1989 г. послужила одной из предпосылок для принятия юридически обязательной Хартии Европейского Союза об основных правах[10].